Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Футуристический блеск приюта поэтов и муз

Москвичка Ангелина Аржан гуляет на Кузнецком мосту, рядом с Домом художника. Фото: Наталия Нечаева
Москвичка Ангелина Аржан гуляет на Кузнецком мосту, рядом с Домом художника. Фото: Наталия Нечаева
Москвичка Ангелина Аржан гуляет на Кузнецком мосту, рядом с Домом художника. Фото: Наталия Нечаева
Москвичка Ангелина Аржан гуляет на Кузнецком мосту, рядом с Домом художника. Фото: Наталия Нечаева

Торговая история здания Пассажа СанГалли на Кузнецком Мосту тесно переплелась с судьбами московских поэтовфутуристов. Здесь читал стихи Владимир Маяковский, а Александр Родченко, чтобы разнообразить обстановку, из гнутой жести мастерил светильники.

Владение по нынешнему адресу: Кузнецкий Мост, 11, известно с начала XVIII века. Однако пора известности для него наступила в последней трети XIX века, когда здание перешло к владельцу чугунолитейного производства Францу Карловичу Сан-Галли.

Новый хозяин приспособил помещения под торговые и выставочные цели, соединив два существовавших ранее одноэтажных каменных строения остекленным чугунным сводом.

Сохранившихся подлинных пассажей в Москве довольно мало — и пассаж Сан-Галли в этом смысле образец уникальный, рассказал краевед и историк Филипп Смирнов.

— Он сохранил не только интерьеры и планировку, но и свою торгово-выставочную функцию, что важно. Феномен пассажа состоял в том, что лавки там располагались лицом друг к другу. Это уравнивало торговцев в правах и арендной плате, а кроме того, позволяло каждой точке оказываться на первой торговой линии, — рассказал историк.

Что важно относительно пассажа Сан-Галли — его связь с языковой средой, отметил Филипп Смирнов.

— Когда-то Кузнецкий Мост на карте Москвы был маленькой Францией — французские магазины, парижские духи, модистки, кружева и ткани. Сохранившееся название пассажа Сан-Галли сегодня звучит отголоском французского прошлого Кузнецкого Моста, — подчеркнул краевед.

Пассаж Франца Карловича Сан-Галли, так раньше выглядел нынешний Дом художника
Пассаж Франца Карловича Сан-Галли, так раньше выглядел нынешний Дом художника

В 1917 году здание приобрел представитель известной московской династии «булочников» Филипповых, чьи калачи и сайки славились в обеих столицах. Кстати, неподалеку, на Тверской, 10, помещался Торговый дом Д. И. Филиппова.

О «булочной» империи сегодня напоминают названия переулков — Хлебный, Калашный… 20 января 1918 года газета «Мысль» сообщала: «Открылось расписанное Якуловым давножданное кафе «Питтореск», оказавшееся, по-видимому, филиальным отделением Кафе поэтов. На открытии выступали знакомые все лица: Маяковский, Бурлюк, Василий Каменский». Выкупив в 1917 году здание пассажа, Филиппов решил устроить здесь новаторское — в духе времени — кафе.

Воплощать идею взялся художник Геор гий Якулов. За основу сюжета для росписи он взял блоковскую «Незнакомку».

Современники так описывали интерьеры: «Внутреннее пространство поражало молодых художников своей динамичностью. Всевозможные причудливые фигуры из картона, фанеры и ткани: лиры, клинья, круги, воронки, спиралевидные конструкции. Иногда внутри этих тел помещались лампочки».

Удивительные «сложные пространственные композиции из гнутой жести» проектировались Александром Родченко. А в росписи стен и потолка намеками угадывалась «Незнакомка»...

…Но пока закупали карельскую березу и красное дерево, страну поглотили революционные сполохи. В полном футуристическом блеске кафе открылось в январе 1918 года — вместо шампанского в стаканах плескалась простокваша… Кафе просуществовало до 1919 года — здесь успел поставить «Незнакомку» Мейерхольд, устроить «прощальный вечер с Москвой» Маяковский.

С 1930 года здание начинает использоваться под проведение выставок. В годы Великой Отечественной войны здесь создается серия агитплакатов «Окна РОСТА».

В советское время здание благодаря реставрации снова приобрело дореволюционный облик модного пассажа с самым поэтическим фундаментом.

СПРАВКА

Первые упоминания о литературных кафе появились в XVIII веке. Наиболее известны в истории России — кондитерская «Вольф и Беранже» (Санкт-Петербург), в которой бывали Александр Пушкин и Михаил Лермонтов; «Бродячая собака» — его посещала практически вся художественная элита России, здесь читала свои стихи Анна Ахматова, Николай Гумилев размышлял о наследии символизма и акмеизме. В Москве такое кафе — «Питтореск». Его название с французского переводится как «живописный».

КСТАТИ

Сейчас в столице есть заведения, в которых помимо того, что можно провести приятно время, выпить чай и перекусить, можно посетить литературные вечера, встретиться с современными поэтами, писателями и исследователями. В них регулярно презентуют новые книги и организовывают научно-популярные лекции. Также некоторые кафе совмещены с книжными магазинами, галереями и площадками для выступления поэтов. Есть заведения общепита, в которых книжными полками может воспользоваться любой посетитель и взять литературу для чтения.

 

Новости партнеров