Галерея уличных мастеров
Кованые ворота арки дома № 17 в Ермолаевском переулке украсила работа фотографа Алексея Партола. Он стал седьмым художником, попавшим на «свободный холст» Московского музея современного искусства, который уже второй год реализует проект ARCA вместе с фондом Ruarts.
На кованных воротах видны очертания длинного тоннеля, который уходит куда-то вдаль. Ни начала, ни конца у тоннеля нет. И это, по словам художника Алексея Партола, и есть главная идея работы.
— Это метафизический тоннель, в котором мы оказываемся после рождения, — объясняет он. — Между рождением и смертью есть путь, который проходит каждый из нас, — не только в масштабе личности, но и в масштабе всего человечества. Вот этот путь без ориентиров и есть тоннель. Во избежание связывания идеи метафизического тоннеля с конкретными рамками автор специально не называет место, где была сделана фотография, перенесенная на кованые ворота музея. Но признает, что повозиться с ее созданием пришлось.
— Обычно я работаю там, где отсутствует естественное освещение, — говорит Алексей. — И для контрастности я высвечиваю нужные места. В этом тоннеле пришлось подсветить все «ребра» для того, чтобы создать ощущение бесконечности.
Иллюзия бесконечности для самого художника — это не только про жизненный, но и про творческий путь. Автор, как и его работа, не связан рамками и развивается одновременно и как издатель, и как исследователь, и как фотограф, и как куратор.
— Так, три года назад мы провели масштабное исследование уличного искусства России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского под названием «Части стен», объединившего более 75 уличных художников нашей страны, — с гордостью рассказывает он. — Как маститых, так и начинающих.
Сам Алексей заинтересовался уличной культурой еще в 16 лет.
Сначала изучал граффити в сети, а потом продолжил изучение сразу в двух институтах — Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова и Британской школе дизайна. Свою первую книгу о граффитчиках молодой человек издал полностью на свои средства, которые заработал, снимая свадьбы и репортажи. Параллельно он продолжал заниматься фотографией.
— Рисуя от руки, я никогда не передам идею так, как с помощью фотокамеры, — признается Алексей.
По словам сотрудников Московского музея современного искусства, тоннель Партола пробудет на воротах арки в Ермолаевском переулке четыре месяца, а затем его сменит работа уже другого художника.
— Перед тоннелем было граффити художника Дмитрия Аске — «Через тернии к звездам», — рассказывает сотрудница Московского музея современного искусства Яна Дзабаева. — Оно было очень ярким, поэтому ежедневно собирало толпы людей, делавших селфи на фоне изображения.
Предыдущая работа заставляла задуматься прохожих о значении геройского поступка для обычных людей. Для этого художник использовал современное прочтение образа Жанны д’Арк. Неизвестно, ждет ли подобная народная слава минималистичную работу Алексея, но это и не столь важно. По мнению музейщиков, задача искусства — не только вызывать эмоции, но и заставлять задуматься. И черно-белое фото бесконечного тоннеля служит этой задаче.
КСТАТИ
Новые граффити в поддержку российских спортсменов на Олимпийских играх в Токио украсили фасад дома № 14 на пересечении улиц Бахрушина и Зацепского Вала. Художник изобразил борцов на татами. Их схватка будто происходит у подножья горы Фудзияма. У одного из спортсменов на кимоно изображен олимпийский мишка.
СПРАВКА
ARCA — совместный проект Фонда Ruarts и Московского музея современного искусства. Он стартовал весной 2019 года в рамках первого Форума уличного искусства, который был посвящен исследованию стрит-арта, паблик-арта и граффити. Каждые четыре месяца в арке образовательного центра музея в Ермолаевском переулке друг друга сменяют муралы разных российских уличных художников. За время существования проекта в нем успели принять участие Иван Найнти, 0331с, NOOTK, Артем Стефанов, петербургский автор Евгений Мулук.