Галина Волчек: Моим прибежищем была Третьяковка
Художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек в рамках большого проекта «Оттепель: лицом к будущему» встретилась со зрителями на сцене театра на Чистых прудах.
Вся жизнь Галины Борисовны связана с центром Москвы. Выросла в доме деятелей кино на Полянке, о котором с ностальгией рассказала публике.
Моя школа — Третьяковка и «Ударник»
— В школе училась очень плохо. И довольно некрасиво из нее ушла. Сдавала экстерном 9-й и 10-й классы. Моим прибежищем была Третьяковская галерея. Дом деятелей кино находился на Полянке, рядом с галереей, и целыми днями я ходила вокруг картин и много чего знала из их истории. Правда, в старшем классе, как только увидела фильм с моим любимым Жаном Габеном в кинотеатре «Ударник», то больше времени стала проводить в кино.
Счастливое детство среди гениев
— Я очень счастливый человек, потому что Бог дал мне возможность общаться с великими людьми. С детства я знала режиссеров Пырьева, Кармена, Савченко. Они жили в нашем доме. Особое значение в моей жизни имел Михаил Ромм. Мой папа, оператор и режиссер, работал с Михаилом Ильичом. А я дружила с дочерью Ромма Наташей. Мы с ней жили на два дома — день у меня, другой — у нее. Как Ромм рассказывал об искусстве, о фильмах Чаплина — забыть невозможно.
Мне выпала большая удача — дебютировать в фильме еще одного гения, Григория Козинцева, «Дон Кихот», где я сыграла Мариторнес. Специально для меня Евгений Шварц написал дополнительные сцены (он автор сценария фильма). Евгений Львович сказал Григорию Козинцеву о том, что я уезжаю, потому что моя работа закончилась. На что Козинцев сказал: «Напиши еще сцены, чтобы Галя осталась».
Знала Фаину Раневскую. Слово «дружить» не употребляю по отношению к таким великим людям, потому что с моей стороны это нескромно.
Рождение «Современника»
— Олег Ефремов — наш вождь, учитель, которого никогда в жизни не предам ни в мыслях, ни в чувствах, ни в словах. Он репетировал с нами по ночам, студентами Школы-студии МХАТ, спектакль «Вечно живые», с которого и начался «Современник». Мы работали бескорыстно, с огромной внутренней готовностью, и это было необыкновенно. Зиновий Гердт однажды сказал: «Есть два места в Москве, где вас точно не обманут, — консерватория и «Современник».
«Я думала, это весна...»
— Оттепель — это выставки художников, на которые мы все ходили. Стояли в огромных очередях, чтобы посмотреть работы. Оттепель — это стихи, которые читали в Политехническом музее. Оттепель — это споры на кухне и ночные посиделки. Сегодня время — другое, люди — другие, и вряд ли возможен тот энтузиазм, который был в те времена. Я горжусь молодой труппой театра «Современник», которую создавала в течение 10 лет, но понимаю, что мои ребята — исключение из правил.
Сегодня все актеры снимаются, бегают по разным проектам, зачастую из-за денег. Я их понимаю — и в наше время деньги имели значение. Но понимаю и другое: «Если актер пришел в театр, то он должен все подчинить служению ему».
Вечно живой театр
— Театр должен быть живым — в этом его прелесть. Как этого добиться? Во-первых, нужно хорошо понимать,что происходит за окном, в стране и в мире. Во-вторых, не реагировать на плевки и удары в спину. В-третьих, забывать о себе во имя дела. В-четвертых, растить смену. В-пятых, прислушиваться к мнению зрителей и играть для них.
Самый счастливый день
— Самый счастливый день в моей жизни — 29 октября 1961 года, когда родился сын Денис Евстигнеев. Меня привезли в роддом. Это было воскресенье. Все говорили, что в этот день я не рожу. Но я сказала себе: «В понедельник ни за что рожать не буду. Рожу сегодня».
И родила. Когда врачи сказали, что принесут ребенка, я нырнула с головой в тумбочку за расческой, чтобы сын увидел меня красивой. Никогда в жизни я не была так счастлива, как в тот день. Сын, внуки — мое счастье.
СПРАВКА
Галина Борисовна Волчек (родилась 19 декабря 1933, Москва, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер, педагог. Народная артистка СССР (1989). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». С 1972 года — главный режиссер театра «Современник», с 1989 — его художественный руководитель. Галина Борисовна поставила более 30 спектаклей.