Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Гениев вдохновляли мрачные коридоры

10 марта. Сегодня в перестроенном доходном доме размещена Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков по улице Волхонка, 14
10 марта. Сегодня в перестроенном доходном доме размещена Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков по улице Волхонка, 14
10 марта. Сегодня в перестроенном доходном доме размещена Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков по улице Волхонка, 14

Меблированные комнаты «Княжий двор» занимали на дореволюционной Волхонке левый флигель дома № 14. Сегодня здесь помещается музейная «мекка» Москвы — Галерея искусств стран Европы и Азии XIX–XX веков.

В «Княжьем дворе» в разное время останавливались известные писатели и художники. Здесь, в меблированных комнатах жило искусство.

 

Звездный пансион

Усадьба по адресу: Волхонка, 14, принадлежала семейству князей Голицыных с XVIII века. В конце XIX века ее левый флигель переоборудовали под меблированные комнаты для долгосрочной сдачи внаем. Гостиница получила название «Княжий двор».

Внутреннюю обстановку современники описывали так. «Внутри было мрачно, тихо, холодно. Широкие длинные коридоры с полами, залитыми асфальтом и натертыми до блеска, были всегда безлюдны, казалось, здесь никто не живет. А жили там в высоких и больших комнатах подолгу — годами. Среди жильцов было много знаменитостей...»

Здесь Александр Островский писал «Бесприданницу», творили Леонид Пастернак, Василий Суриков, композитор Александр Гречанинов, Максим Горький — список деятелей искусства далеко не полный.

В конце XVIII века здание было существенно перестроено в строгих формах зрелого классицизма
В конце XVIII века здание было существенно перестроено в строгих формах зрелого классицизма

 

Сундучок с соболезнованиями

В 1913 году в «Княжьем дворе» останавливается Илья Репин, прибывший из Пенатов. Поводом стало несчастье, случившееся с его картиной «Иван Грозный и сын его Иван» — посетитель изрезал картину ножом.

16 января в Третьяковскую галерею пришел человек. Постоял около «Боярыни Морозовой» Сурикова, затем решительно повернулся, подошел к картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван», постоял и, молниеносно выхватив сапожный нож, нанес по полотну три удара. «Довольно крови! Довольно крови!» — говорил он. В «Княжий двор» потянулись посетители с творческими соболезнованиями. Из именитых были замечены Бунин, Шаляпин, Коровин.

Репину шли телеграммы и письма — более 400 посланий были получены художником в специально изготовленном сундучке-изголовнике.

После революции в разные годы дом арендовали: Народный университет Шанявского, Высшие женские сельхозкурсы, Лесотехнический институт, Коммунистическая академия, Институт истории АН СССР.
После революции в разные годы дом арендовали: Народный университет Шанявского, Высшие женские сельхозкурсы, Лесотехнический институт, Коммунистическая академия, Институт истории АН СССР.

Ар-нуво по-московски

В том же 1913 году в Москву прибывает мастер чешского модерна Альфонс Муха. Художник, запечатлевая Москву в год трехсотлетия дома Романовых на фотоснимках, набирает материал для будущего цикла «Славянская эпопея».

В сборе фактуры Мухе помогает семья художника, преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Леонида Пастернака, занимавшая пять комнат в квартире на Волхонке, 14.

Вместе с Леонидом Осиповичем в доме жили его жена, две дочери и два сына, один из которых, Борис, станет известным писателем и поэтом.

«Пять комнат, одиннадцатью окнами смотревших на улицу, были помимо коридора соединены между собою широкими двустворчатыми дверьми. Анфилада, получавшаяся, если их открыть, создавала ощущение огромности этой не слишком по тем временам просторной квартиры. Гостиная, где стоял рояль, мастерская и три жилых комнаты — родителей, дочерей и сыновей», — вспоминал внук Леонида Пастернака и сын Бориса Пастернака Евгений.

Заглядывавшие в мастерскую художника Серов, Шаляпин, Скрябин часто становились героями картин Леонида Осиповича. Чтобы знаменитым гостям было нескучно, а лица от долгого позирования не превращались в безжизненные маски, за рояль садилась жена художника Розалия Исидоровна.

С 1988 по 1994 год в здании проводилась реконструкция. Особое внимание строители уделили сохранению капителей колонн и балконов.
С 1988 по 1994 год в здании проводилась реконструкция. Особое внимание строители уделили сохранению капителей колонн и балконов.

После революции

Увы, рояль в доме замолчал в 1917 году, сразу после революции. Но даже после того как в особняке стихла музыка, гостиница продолжила свое существование. В разное время здесь помещались общежитие Народного комиссариата иностранных дел, Коммунистическая академия, Институт истории АН СССР.

Перейдя в ведение ГМИИ им. А. С. Пушкина, в 1988–1994 годах здание было реконструировано и в доме открылся музейный отдел. Искусство в старинной усадьбе живет по сей день, продолжая традиции дома Голицыных.

 

КОММЕНТАРИЙ

Лариса Скрыпник, историк, научный сотрудник Музея Москвы:

- Усадьба на Волхонке, 14, принадлежала роду Голицыных с XVIII века. Дом был возведен по проекту архитектора С. Чевакинского. Позже дом перестроили. Это было связано с визитом в Москву императрицы Екатерины Великой для участия в празднестве, посвященном окончанию Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. В течение года зодчий Матвей Казаков возводил Пречистенский дворец для императрицы, объединив усадьбу Голицыных, соседний дом В. С. Долгорукова и деревянную пристройку. Императрица прожила здесь год.

Новости партнеров