Геннадий Шапошников: наши аппетиты возросли
«Театр на Покровке» представил зрителям спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. О постановке и об актуальном театре «МЦ» рассказал лауреат национальной премии «Золотая маска» Геннадий Шапошников.
Созданная на основе произведений Шолом-Алейхема «Поминальная молитва» Горина была поставлена Марком Захаровым в 1989 в «Ленкоме». Спустя 40 лет судьба еврейской семьи из деревни Анатовки вновь заставляет задуматься, как в нашем мире десятилетиями жившие в добрососедстве люди вдруг начинают разделяться на своих и чужих.
— Геннадий Викторович, чем «Поминальная молитва», с вашей точки зрения, может зацепить зрителей сегодня?
— Характерами. Они автором изображены так ярко и мощно, настолько наполнены любовью и притворством, добром и злом, что до сих пор являются актуальными. В этом хороводе лиц, судеб, историй каждый может найти отражение самого себя. Эта пьеса очень актуальна для современной Москвы, в которой живут люди разных национальностей и веры.
— Во всех ваших спектаклях присутствует социальный подтекст, несмотря на то, что все спектакли театра — это стопроцентная классика…
— Русская литература настолько велика и метафорична, что нет необходимости искать на стороне. Надо только точно определить мысль, которую хочешь донести, и если сделать это правильно, то спектакль получится современным. Например, в тех же «Энергичных людях» Шукшина у нас отчетливо проступает связь 70-х с настоящим временем: у Шукшина герои крадут пять покрышек, а сейчас ведь могут и 50 вагонов своровать. Вечная «русская сказка» не меняется, возросли лишь аппетиты и объемы. А персонажи чеховского водевиля «Свадьба» на нашей сцене все так же азартно, как и сто лет назад, борются за блага и ценности потребительского мира. Отсюда и их стремление устроить пышное торжество, чтобы все было «как у людей»: дорогой банкетный зал, омары и «свадебный генерал».
Достаточно взглянуть на экраны ТВ, чтобы понять: ничего не меняется с годами — сейчас спускают на свадьбу кучу денег, приглашают ненужных людей… Лишь бы обратить на себя внимание.
— Вы ставили не только на «Покровке», но и в «Современнике», в Театре имени Вахтангова, Театре Наций, в «Новой Опере». Но ни разу не поместили классических героев в лифт, в тюрьму, в бассейн. Почему?
— Я не против лифтов. Но ужасно то, что те, кто ставит спектакли внутри лифтов, рассказывают, что они и есть самое то! Режиссеры считают, что если есть классика, то ее нужно запихнуть в лифт, в туалет, в странное сценическое пространство. Вывернуть наизнанку текст, добавить себя, любимого, в большом количестве и сказать: это вот Достоевский! И мне в такие моменты хочется процитировать Пушкина: «Врете, подлецы!..».
КСТАТИ
«Театр на Покровке» открылся в сентябре 1991 года. Основателем и первым худруком являлся Сергей Арцибашев. Премьерной постановкой была пьеса Чехова «Три сестры». С тех пор в репертуаре театра представлена русская классика в современном прочтении.
СПРАВКА
Геннадий Викторович Шапошников, главный режиссер «Театра на Покровке» и Иркутского академического драматического театра родился 18 сентября 1963 года. Окончил Московский институт культуры и Высшее театральное училище им. Б. Щукина. Поставил свыше 60 спектаклей в разных городах России, в том числе в Театре им. Е. Вахтангова, «Современнике», Театре эстрады, Театре Наций и «Новой Опере». Лауреат театральной премии «Золотая маска» (опера «Джанни Скикки» Дж. Пуччини). Лауреат многочисленных международных театральных фестивалей. Назначен главным режиссером «Театра на Покровке» в 2015 году.