Главное кредо реставратора
1 июля отмечается День реставратора. Корреспондент «МЦ» поговорила с Аленой Бушминой (на фото), выпускницей Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ) — одной из ведущих художественных академий, которая находится недалеко от станции метро «Чистые пруды». Девушка рассказала нам о необычных случаях и о том, что работа художника-реставратора порой заставляет специалиста становиться настоящим детективом.
Алена, почему вырешили стать реставратором?
Получилось так, что профессия выбрала меня. Я поступила в Пензенское художественное училище на отделение скульптуры, спустя небольшое время выяснилось, что у меня непереносимость глины. Мой педагог предложил перевестись на реставрацию — мол, женская профессия, мне подойдет. С тех пор я ни разу не пожалела о таком повороте судьбы.
Есть ли в реставрации преемственность поколений, разделение на школы?
Начала я свой путь, обучаясь у замечательного специалиста, художника-реставратора Ольги Карасевой. Она своим примером показывала, как важно для реставратора постоянно повышать квалификацию и делиться знаниями. Затем в РАЖВиЗе я училась у человека-легенды Екатерины Ивановой. При каждой встрече Екатерина рассказывала удивительные истории, как, реставрируя картины, она делала уникальные атрибуционные открытия, и передала мне эту любовь к комплексному исследованию картин. Негласно существуют реставрационные школы московская и питерская, но это скорее технические расхождения. Например, нас учили использовать меньше синтетических материалов. Это обусловлено желанием не привносить в памятник компоненты, инородные авторским.
Какие самые необычные случаи вам встречались?
Недавно я занималась реставрацией портрета Андрея Николаевича Арапова кисти Д. И. Антонелли из собрания Пензенской галереи. На обороте холста была надпись чернилами «1829», но на авторском холсте надписи не было. В некоторых публикациях портрет датирован 1830 годом. Здесь у меня закрались сомнения в правильности датировки музея. На портрете Арапов изображен в парадном мундире кавалергарда в чине поручика, на что указывают три звездочки на обер-офицерских эполетах. На обшлагах хорошо просматриваются пуговицы с выпуклыми двуглавыми орлами, а их ввели в гвардейских кирасирских полках указом от 26 декабря 1829 года, изготовили и выдали только в феврале-марте 1830-го. Получается, портрет никак не мог быть написан раньше этого времени, и мне удалось это доказать.
К чему должен быть готов человек, когда он выбирает эту профессию?
В первую очередь к тому, что не все будет получаться с первого раза. К примеру, чтобы выбрать методику укрепления картины, нужно сделать множество проб, оценить результаты, на это требуется много времени. Реставрация вообще не быстрое занятие, нужно быть терпеливым, последовательным и следовать главному кредо реставратора — «не навреди».