
Гоголя не отдадим никому: Оперу «Майская ночь» представили в Доме Гоголя в рамках «Ночи в музее»

Безграничные вокальные таланты, необычный реквизит, яркий грим и профессиональное взаимодействие актеров — все это можно сказать о постановке «Майская ночь», которую представили 20 мая в Мемориальном музее и научной библиотеке «Дом Николая Гоголя» артисты молодежного театра «Ника». Спектакль-перформанс прошел в рамках столичной масштабной акции «Ночь в музее». Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» посетила представление и пообщалась с его создателями.
Для молодых артистов показ этой постановки стал премьерным. Работу по повести Николая Гоголя «Майская ночь, или утопленница» и одноименной опере Николая Римского-Корсакова режиссер Алла Чепинога начала еще в феврале, и за это время прошли уже десятки репетиций.

— Работать было сложно, но интересно. Приятно взаимодействовать с молодыми артистами, они доверяют постановщику. Но не такой обширный опыт ребят тоже дает о себе знать, они постигают все ступени профессии с начала, — говорит член Союза театральных деятелей России Алла Чепинога.
Выбирать произведение для постановки долго не пришлось. Режиссер полюбила «Майскую ночь» в исполнении Николая Римского-Корсакова за интересный сюжет, ярких персонажей и большое количество арий и дуэтов, которые отлично звучат в исполнении юных голосов. Свою лепту внесла близость темы повести русскому менталитету. Николай Гоголь раскрыл в своем произведении тему преданности и безграничной любви, чести и достоинства. Об этом всем русский человек знает не понаслышке.
— Мы поставили спектакль не о французах и не о немцах, нашим людям это понятно. Невозможно представить ни одну сцену русского театра без Николая Гоголя, поэтому его мы никому и никогда не отдадим, — уверяет режиссер.
Театральная суета

За час до выхода на сцену на первом этаже нового крыла Дома Николя Гоголя было шумно: артисты распевались и завершали подготовку образов, режиссер давала последние наставления, музыканты настраивали инструменты. Каждый артист был погружен в свой отдельный мир, в котором место было только для него и его персонажа.
Исполнительница роли утопленницы Тамара Боженова призналась, что представлять оперу в доме великого писателя — особая, волнительная и одновременно очень вдохновляющая задача.
— Перед спектаклем я всегда испытываю накал разных эмоций. Хочется, чтобы зритель понял нас, прочувствовал все, что мы стараемся передать.
Еще одним этапом подготовки к спектаклю стала работа над гримом, костюмами и декорациями. Девушки помогали партнерам наносить сценический макияж, заплетали косы, гладили одежду. А вот грим утопленниц актрисы нанесли заранее, но старались не выходить в нем за пределы репетиционного зала, чтобы не напугать посетителей Дома Николая Гоголя.
— Все приготовления помогают вжиться в роль и настроиться на нее, отодвинуть личные зажимы и комплексы на второй план. Мы сами придумали, какими будут наши русалки, подобрали платья, венки и необычный, немного пугающий грим.
У погоды свои планы

Спектакль-перфоманс актеры и режиссер планировали представить в формате openair в Гоголевском сквере прямо под памятником великому писателю, но свои коррективы в эти планы внес дождь. Буквально за 15 минут до начала оперетты место проведения перенесли в один из залов музея. Но это не смутило артистов, ведь одна из составляющих профессии актера — импровизация.
Флейтистке Феоктисте Мирошкиной такие резкие изменения локации даже сыграли на руку. Девушка переживала, что ветер или дождь могут исказить звучание инструмента.
— В сцене с русалками флейта является основным музыкальным сопровождением. В первом действии она тоже есть, правда не в таком объеме. Я не первый раз играю на открытом воздухе и знаю, что из-за холода инструмент может вести себя не так, как обычно.
Эпицентр событий
Перед гостями со вступительным словом выступила научный сотрудник Дома Гоголя и представление началось.

Первым на сцене прозвучал голос Федора Дементьева, исполнителя роли юноши Левко, которому взбалмошный отец не позволяет жениться на любимой девушке. Сольную партию молодого человека сопровождали аплодисменты и возгласы «Браво!».
После любовная линия была продолжена выходом на сцену юной красавицы Ганны, которую сыграла Мария Солдатенкова. Артисты показали точное актерское взаимодействие: зрители поверили в искренность чувств героев.

«Расскажи мне, Левко, расскажи, мой милый, расскажи про панский дом», — поет героиня своему возлюбленному и просит рассказать ей историю жилища, которое виднеется на другом берегу. Юноша поддается на уговоры Ганны.
Следующим перед зрителями предстает Богдан Максимов, играющий отца Левко. Любовная драма разворачивается между главными героями: голова признается Ганне в любви и ссорится с сыном. После этой сцены Федор Дементьев вновь остается один. Его герой, подавленный произошедшим, приходит к озеру.
Одни герои сменяют других. В этот раз к Левко присоединяются русалки. Панночка, в исполнении Юлии Цивилевой, просит молодого человека помочь ей найти мачеху-ведьму среди обитателей озера. Смелый казак выручает русалку и за это получает письмо для отца с приказом о женитьбе Левко и Ганны. Опера заканчивается воссоединением влюбленных.
Теплый прием

Гости дома Николая Гоголя, восхищенные выступлением артистов молодежного театра «Ника», подарили актерам громкие аплодисменты. Никто не спешил расходиться, каждый хотел лично поблагодарить актеров за их творчество.
— Ребята пели так, что захватывало дух, передали все эмоции своих персонажей. Я сама будто чувствовала любовь между актерами, их переживания и страхи. Хочется только сказать «Браво!», — поделилась впечатлениями зритель Татьяна Дорофеева.
Когда эмоции начали утихать, а гости расходиться, пришло время для традиционной общей фотографии. Уставшие, но счастливые актеры спустились к памятнику Николаю Гоголю, чтобы запечатлеть друг друга в память о премьерном успешном показе оперы «Майская ночь».

— Я переживал перед выходом, но публика встретила нас шикарно. Очень воодушевляет такой интерес и такая реакция зрителя. Я проникся своим персонажем, этой историей благодаря своей партнерше. Думаю, поэтому у нас все получилось, — рассказал исполнитель главной роли Федор Дементьев.
Мария Солдатеноква воодушевленная и вдохновленная решила пофантазировать, что об их творчестве сказал бы автор повести «Майская ночь».
— Мы исполнили сложные партии и прожили на сцене целую жизнь, поэтому отдача зрителей нас покорила. Я думаю, что даже Николай Гоголь оценил бы то, насколько захватывающей получилась постановка.