Гоголя не отдадим никому: Оперу «Майская ночь» представили в Доме Гоголя в рамках «Ночи в музее»

Влюбленные Ганна и Левко. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

Безграничные вокальные таланты, необычный реквизит, яркий грим и профессиональное взаимодействие актеров — все это можно сказать о постановке «Майская ночь», которую представили 20 мая в Мемориальном музее и научной библиотеке «Дом Николая Гоголя» артисты молодежного театра «Ника». Спектакль-перформанс прошел в рамках столичной масштабной акции «Ночь в музее». Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» посетила представление и пообщалась с его создателями.

Для молодых артистов показ этой постановки стал премьерным. Работу по повести Николая Гоголя «Майская ночь, или утопленница» и одноименной опере Николая Римского-Корсакова режиссер Алла Чепинога начала еще в феврале, и за это время прошли уже десятки репетиций.

Утопленницы вышли на берег в майскую ночь. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

— Работать было сложно, но интересно. Приятно взаимодействовать с молодыми артистами, они доверяют постановщику. Но не такой обширный опыт ребят тоже дает о себе знать, они постигают все ступени профессии с начала, — говорит член Союза театральных деятелей России Алла Чепинога.

Выбирать произведение для постановки долго не пришлось. Режиссер полюбила «Майскую ночь» в исполнении Николая Римского-Корсакова за интересный сюжет, ярких персонажей и большое количество арий и дуэтов, которые отлично звучат в исполнении юных голосов. Свою лепту внесла близость темы повести русскому менталитету. Николай Гоголь раскрыл в своем произведении тему преданности и безграничной любви, чести и достоинства. Об этом всем русский человек знает не понаслышке. 

— Мы поставили спектакль не о французах и не о немцах, нашим людям это понятно. Невозможно представить ни одну сцену русского театра без Николая Гоголя, поэтому его мы никому и никогда не отдадим, — уверяет режиссер.

Театральная суета

Мария Солдатенкова и Тамара Боженова поправляют грим. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

За час до выхода на сцену на первом этаже нового крыла Дома Николя Гоголя было шумно: артисты распевались и завершали подготовку образов, режиссер давала последние наставления, музыканты настраивали инструменты. Каждый артист был погружен в свой отдельный мир, в котором место было только для него и его персонажа.

Исполнительница роли утопленницы Тамара Боженова призналась, что представлять оперу в доме великого писателя — особая, волнительная и одновременно очень вдохновляющая задача.

— Перед спектаклем я всегда испытываю накал разных эмоций. Хочется, чтобы зритель понял нас, прочувствовал все, что мы стараемся передать.

Еще одним этапом подготовки к спектаклю стала работа над гримом, костюмами и декорациями. Девушки помогали партнерам наносить сценический макияж, заплетали косы, гладили одежду. А вот грим утопленниц актрисы нанесли заранее, но старались не выходить в нем за пределы репетиционного зала, чтобы не напугать посетителей Дома Николая Гоголя.

— Все приготовления помогают вжиться в роль и настроиться на нее, отодвинуть личные зажимы и комплексы на второй план. Мы сами придумали, какими будут наши русалки, подобрали платья, венки и необычный, немного пугающий грим.

У погоды свои планы

Феоктиста Мирошкина проверяет инструмент перед выступлением. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

Спектакль-перфоманс актеры и режиссер планировали представить в формате openair в Гоголевском сквере прямо под памятником великому писателю, но свои коррективы в эти планы внес дождь. Буквально за 15 минут до начала оперетты место проведения перенесли в один из залов музея. Но это не смутило артистов, ведь одна из составляющих профессии актера — импровизация.

Флейтистке Феоктисте Мирошкиной такие резкие изменения локации даже сыграли на руку. Девушка переживала, что ветер или дождь могут исказить звучание инструмента.

— В сцене с русалками флейта является основным музыкальным сопровождением. В первом действии она тоже есть, правда не в таком объеме. Я не первый раз играю на открытом воздухе и знаю, что из-за холода инструмент может вести себя не так, как обычно.

Эпицентр событий

Перед гостями со вступительным словом выступила научный сотрудник Дома Гоголя и представление началось.

Зал заполнился зрителями за несколько минут, многие смотрели спектакль стоя. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

Первым на сцене прозвучал голос Федора Дементьева, исполнителя роли юноши Левко, которому взбалмошный отец не позволяет жениться на любимой девушке. Сольную партию молодого человека сопровождали аплодисменты и возгласы «Браво!».

После любовная линия была продолжена выходом на сцену юной красавицы Ганны, которую сыграла Мария Солдатенкова. Артисты показали точное актерское взаимодействие: зрители поверили в искренность чувств героев.

Сцена ссоры Левко с отцом, Ганна волнуется за любимого. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

«Расскажи мне, Левко, расскажи, мой милый, расскажи про панский дом», — поет героиня своему возлюбленному и просит рассказать ей историю жилища, которое виднеется на другом берегу. Юноша поддается на уговоры Ганны.

Следующим перед зрителями предстает Богдан Максимов, играющий отца Левко. Любовная драма разворачивается между главными героями: голова признается Ганне в любви и ссорится с сыном. После этой сцены Федор Дементьев вновь остается один. Его герой, подавленный произошедшим, приходит к озеру.

Одни герои сменяют других. В этот раз к Левко присоединяются русалки. Панночка, в исполнении Юлии Цивилевой, просит молодого человека помочь ей найти мачеху-ведьму среди обитателей озера. Смелый казак выручает русалку и за это получает письмо для отца с приказом о женитьбе Левко и Ганны. Опера заканчивается воссоединением влюбленных.

Теплый прием

Актеры молодежного театра «Ника» вышли на поклон. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

Гости дома Николая Гоголя, восхищенные выступлением артистов молодежного театра «Ника», подарили актерам громкие аплодисменты. Никто не спешил расходиться, каждый хотел лично поблагодарить актеров за их творчество.

— Ребята пели так, что захватывало дух, передали все эмоции своих персонажей. Я сама будто чувствовала любовь между актерами, их переживания и страхи. Хочется только сказать «Браво!», — поделилась впечатлениями зритель Татьяна Дорофеева.

Когда эмоции начали утихать, а гости расходиться, пришло время для традиционной общей фотографии. Уставшие, но счастливые актеры спустились к памятнику Николаю Гоголю, чтобы запечатлеть друг друга в память о премьерном успешном показе оперы «Майская ночь».

Общее фото актеров у памятника Николаю Гоголю. Фото: Валерия Соловьева, «Вечерняя Москва»

— Я переживал перед выходом, но публика встретила нас шикарно. Очень воодушевляет такой интерес и такая реакция зрителя. Я проникся своим персонажем, этой историей благодаря своей партнерше. Думаю, поэтому у нас все получилось, — рассказал исполнитель главной роли Федор Дементьев.

Мария Солдатеноква воодушевленная и вдохновленная решила пофантазировать, что об их творчестве сказал бы автор повести «Майская ночь».

— Мы исполнили сложные партии и прожили на сцене целую жизнь, поэтому отдача зрителей нас покорила. Я думаю, что даже Николай Гоголь оценил бы то, насколько захватывающей получилась постановка.

Новости партнеров