Город бережно хранит свою историю
Исследования реставратора схожи с работой следователя-криминалиста. Мэр Москвы Сергей Собянин среди лучших специалистов наградил премией «Почетный реставратор Москвы» архитектора Виктора Коршунова. Реставрацией он занимается 38 лет.
Великий Гете как-то сказал, что архитектура — это застывшая музыка. Соглашаясь с классиком, главный архитектор проектов мастерской № 13 управления «Моспроект-2» Виктор Коршунов добавляет: «Не только музыка, но и история!» Из-за любви к истории и исследованиям он выбрал творческий путь архитектора-реставратора и уже сорок лет признателен судьбе за то, что занимается реставрацией московских объектов культурного наследия.
Дом Орлова-Денисова с двумя боковыми флигелями, что на Большой Лубянке — Виктор Коршунов неторопливо знакомит нас со своей последней реставрационной работой 2014 года.
Но особую гордость он испытывает при упоминании других объектов исторического центра столицы — так мы приезжаем на Воздвиженку.
Виктору Федоровичу пришлось разрабатывать проект реставрации сразу трех городских усадеб рядом с Кремлем. По сути, целый исторический квартал.
И каждое здание по своему уникально. Самое знаменитое среди них — дом № 16 — особняк Арсения Морозова, в советское время хорошо известный как Дом дружбы с народами зарубежных стран. Под руководством Коршунова тут впервые были отреставрированы в полном объеме фасады и интерьеры, уникальные паркеты из ценных пород дерева, восстановлены мраморные камины, мозаики, росписи стен и потолков.
Теперь здесь — Дом приемов российского правительства.
Рядом еще одна гордость Коршунова: главный дом городской усадьбы Варвары Морозовой — знаменитой бизнесвумен и меценатки второй половины XIX века.
— Над ним пришлось серьезно потрудиться, — признал Виктор Федорович. — Понять изначальный облик здания, воссоздать его уникальные детали — в этом суть работы реставратора.
Проводились скрупулезные исследования цветовых решений фасада. Технологи-реставраторы, под микроскопом изучая образцы слоев краски, выяснили, что дом перекрашивался около 20 раз. А первая его окраска, оказывается, была строгая, светло-серая. Вот так совершаются открытия, постепенно воссоздающие исторический облик Москвы!