Городской психолого-педагогический центр принял участие во Втором московском съезде семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства
Съезд прошел в Москве с 9 по 11 ноября 2016 года. Его организаторами выступили Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства (МГАРДИ) и Московская ассоциация специалистов Службы ранней помощи при поддержке Правительства города Москвы.
На специальных консультационных площадках Съезда родители детей-инвалидов встретились с представителями Департамента образования, труда и социальной защиты, здравоохранения, транспорта и задали им актуальные вопросы. В основном родителей интересовали механизмы и алгоритмы получения разного вида услуг: лечения, реабилитации, образования, пользования транспортом. Не менее волновала и система сопровождения взрослых инвалидов, достигших 18-летнего возраста.
Гостями Второго московского съезда семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства, стали представители родительского и профессионального сообщества из 7 регионов России и зарубежных стран. Также в мероприятии приняли участие: представители департаментов, представители органов исполнительной и законодательной власти, депутаты Мосгордумы, члены Общественной палаты, родители детей-инвалидов и инвалидов с детства, представители профильных НКО и структур городской администрации.
На мероприятии были подведены итоги работы за прошедший год, проведено обсуждение позитивных изменений, произошедших в Москве благодаря совместной работе общественных родительских организаций и органов власти, рассмотрены инновационные региональные и зарубежные модели социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.
О достигнутых результатах рассказала председатель Совета МГАРДИ Юлия Камал: «При Департаменте образования города Москвы создана рабочая группа, и теперь мы имеем возможность обсуждать проблемы детей из разных нозологических групп, с разными ограничениями. Более эффективной стала работа психолого-медико-педагогических комиссий. Мы значительно продвинулись в работе с Департаментом культуры и с Мосгортуром. Мы получили квоты на путевки для детей-инвалидов, на семейный отдых. В этом году в обычных детских лагерях активно работали инклюзивные смены. Благодаря сотрудничеству с Департаментом транспорта, мы провели совещание с представителями всех аэропортов и железнодорожных вокзалов и сейчас формируем единый алгоритм парковки для инвалидов в аэропортах и на вокзалах».
Активность работы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по обеспечению полного доступа инвалидов к государственным услугам в области социально-медицинской реабилитации подтвердил в своем выступлении руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Владимир Петросян:
«В Москве проживает 34 тысячи детей-инвалидов, и к сожалению, ежегодно их число растет, что ставит новые задачи перед Департаментами здравоохранения, образования, транспорта, обозначает важность социально-медицинской реабилитации инвалидов. Сегодня в Москве работают 15 реабилитационных центров, и 1 июня 2017 года откроется еще один многофункциональный центр в Южном Бутово. Сейчас мы активно готовим специалистов. Мы сделаем так, чтобы московские центры соответствовали стандартам мирового уровня». Также Владимир Петросян объявил о создании городского инвалидного сообщества впервые в истории Департамента.
Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Марина Смирницкая рассказала о работе Департамента в направлении решения проблем образования детей с инвалидностью, констатировав, что Департамент образования готов решать проблемы любых детей и открыт для взаимодействия и обсуждения: «Сегодня Москва выступает ресурсным центром – создаются школы для обучения длительно болеющих детей по всей России. Также столица реализует два очень важных проекта: «Ресурсная школа» и «Инклюзивная молекула». 54 образовательных организации Москвы работают сегодня как ресурсные школы в каждом районе города и дают возможность получения образования детям с любой проблемой в развитии. Проект «Инклюзивная молекула» - это проект для детей с расстройством аутистического спектра. Он реализуется при посредстве нескольких общественных организаций, в частности, фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход». Мы привлекаем ребят к участию в различных олимпиадах, стремимся к тому, чтобы больше детей проходили через итоговую аттестацию в 9 и 11 классах. Нам важно, чтобы у детей была возможность обучаться в высших учебных заведениях и получить профессию. Москва – единственный регион, который на уровне колледжа устанавливает специальные квоты для детей-инвалидов».
Городской психолого-педагогический центр в первый день Съезда представил свои услуги в выставочной зоне и проконсультировал родителей по ряду вопросов. В третий день специалисты Центра приняли участие в Круглом столе, посвященном реализации межведомственной Концепции развития ранней помощи в РФ и развитию в Москве Служб ранней помощи. Участниками были обозначены основные задачи работы Служб ранней помощи по ведомствам и подходы, обеспечивающие эффективность такой помощи.
Начальник отдела Городского психолого-педагогического центра Елена Ушакова рассказала о работе Служб ранней помощи на базе ГППЦ: «Сегодня Городской психолого-педагогический центр является информационно-методическим центром для образовательных организаций города Москвы по оказанию ранней помощи. В нашей базе данных находятся 246 организаций. Это связано с тем, что Центр проводит курсы повышения квалификации для специалистов Служб ранней помощи. У нас работает лаборатория сопровождения деятельности Служб ранней помощи, в рамках которой мы разрабатываем методический инструментарий для образовательных организаций по внедрению ранней помощи, проводим мониторинг развития детей. Также родители могут получить консультацию в специальных пунктах Центра, по результатам которой ребенок может быть включен в деятельность Служб ранней помощи».
Для родителей детей с инвалидностью Съезд – всегда масштабное и значимое событие. Родители ценят и используют возможность прямого диалога с органами исполнительной и законодательной власти, которую дает мероприятие.