Гоша Куценко: Я пытаюсь наверстать упущенное
20 мая заслуженному артисту России Гоше Куценко исполнилось пятьдесят лет. Сам актер в это обстоятельство отказывается верить совершенно.
Вся его жизнь проходит в центре Москвы. В Камергерском переулке учился в Школе-студии МХАТ, при поступлении в которую взял псевдоним Гоша, потому что в свое время сильно картавил и имя не выговаривал. Дикция исправилась, а псевдоним приклеился. Как приклеилось и определенное киноамплуа. Но театральные зрители, которые видели его на сцене, знают совершенно другого Куценко — в спектаклях «Упражнение в прекрасном», «Бог», «Игра в правду», «Чапаев и пустота». Артист он не только органичный, но и глубокий, не желающий засиживаться в успешно растиражированном образе.
— Недавно вы неожиданно выступили режиссером в фильме «Врач» по собственному сценарию. Что вас сподвигло на эту работу?
— Я не делал прицельно авторское фестивальное кино, потому что оно делается по другим стандартам. Я делал кино созерцательное, вдумчивое, на темы, которые волнует меня самого: темы выбора и ответственности. Это кино для телевизионного восприятия, для спокойного просмотра. И посвящено оно людям, которые обычно на фестивали не ездят, — врачам и пациентам. Герой моего фильма каждый день оглашает страшные диагнозы, словно мольбы о помиловании, выслушивает вопросы, есть ли хоть какая-нибудь надежда. Его преследует страшный образ человека, обреченного на неподвижную и бессмысленную жизнь в состоянии овоща.
— Так называемое фестивальное кино, о котором вы говорите, имеет свои особенности?
— Зачастую это коммерческие картины, которые создатели используют в качестве трамплинов и которые преследуют рекламные цели. Мое кино со- всем другое — по рангу, смыслу, целям.
— А почему вы запели? Вам театра и кино стало недостаточно?
— Ну а чем еще заняться актеру, если после спектакля что-то осталось недосказанным? Есть жанр актерской песни, все тут же вспоминают блистательных Караченцова или Боярского. Песни, ими исполняемые, еще более популярны, чем эстрадные. Я тоже что-то все время в этом направлении придумывал. Это было хобби, таковым оно и осталось. Но в какой-то момент я его реализовал, появилась группа очень профессиональных музыкантов, мы вместе играем в клубах, и это доставляет безумную радость.
— Вы еще и стихи при этом пишете?
— Я пишу тексты. Стихи — это очень громко сказано. Это продолжение моего самовыражения: мне ведь не особенно доверяли на экране играть любовь, потому что мои тридцатые пришлись на середину девяностых, и тогда было не до любви. Тогда были перестрелки, боль, резня — и вот этим я занимался в кино. И сейчас через концерты пытаюсь наверстать упущенное. Я коснулся режиссуры, и, надеюсь, мне со временем удастся посвятить всего себя этой профессии. Кино — это территория, которая сталкивает талантливых людей. И поэтому оно должно быть разным, его должно быть много. Хорошего. Потому что центробежную силу искусства никто не отменял, и я надеюсь, что она вынесет, поглотит все, что неталантливо.
— А что из патриотического кино последнего времени вам понравилось?
— Фильм «Время первых», я был доволен им настолько, что как артист даже забыл, что я там сам не снимался.
— Какие места в центре Москвы греют вашу душу?
— Очень люблю площадь Маяковского, где расположен наш Театр имени Моссовета, Садовую, сад «Аквариум», на который выходят окна нашего театра. Вы знаете, что раньше здесь и правда размещался аквариум? Это место — своеобразный театральный оазис, потому что рядом, плечом к плечу, находятся два очень посещаемых и любимых театра — Моссовета и Сатиры.
СПРАВКА
Гоша Куценко (Юрий Куценко) родился 20 мая 1967 года на Украине. Учился во Львовском политехническом институте, но был призван в армию. В 1988 году переехал в Москву, поступил в МИРЭА, но бросил. А через два года поступил в Школу-студию МХАТ. Стал известен благодаря ролям в фильмах «Мама, не горюй», «Антикиллер», «Любовь-морковь», «Дикари».