Госпожа издатель
Век назад талантливый менеджер Александра Панафидина создала детскую газету и построила в Лялином переулке склад для хранения периодики
Бывший доходный дом и склад издательства Александры Панафидиной располагался в Лялином переулке в центре столицы. Зодчий Клавдий Розенкампф возвел здания № 11–13 в начале ХХ века, в стиле модерн и неоклассика. В советское время, при реконструкции, к строениям «добавилась» надстройка, объединившая здания в единый комплекс.
Тысячи изданий хранил комплекс домов № 11 и № 13 по Лялиному переулку. Собрания сочинений классиков, томики «Библиотеки натуралиста»… В начале прошлого века здесь располагался оптовый склад Александры Панафидиной — предпринимателя, писателя, главного редактора детской газеты и главы издательства просветительской литературы.
Выиграл новый формат
Она слыла неординарной женщиной. Вместе с мужем в 1885 году они основали типографию для издания просветительской литературы. А после его смерти Александра возглавила компанию, выпускающую детскую, учебную, научно-популярную литературу, однотомные издания классиков.
— Одно из ее коммерческих начинаний — выпуск недорогих однотомных собраний сочинений Пушкина, Крылова, Жуковского, — отмечает краевед Александр Фролов. — Экономно сверстанные, с мелким шрифтом, тем не менее они знакомили с литературой различные слои общества.
Между тем Панафидина и сама увлекалась писательством. Правда, вместо отзывов на книги остались лишь свидетельства о ее предпринимательской находчивости — за продажу своих изданий она предоставляла 30-процентную скидку книготорговцам, так увеличивая объемы продаж.
Здание № 11 возвел зодчий Клавдий Розенкампф в 1904 году. Через шесть лет рядом выросло еще одно, № 13, составив ансамбль. Равно как и заказчица, архитектор не боялся экспериментировать, смешивая стили и детали декора.
— Здание № 11 выполнено в стиле модерн. Соседнее, № 13, — в стиле неоклассики, — добавляет Александр Фролов. — Двери — настоящие порталы, украшенные фруктовыми связками!
Детская газета
В 1913 году Александра возглавляет «Газетку для детей и юношества». Тираж растет, а стоимость экземпляра существенно уменьшается — до 7 копеек. Это привлекает бедные сословия. В программном заявлении Панафидиной утверждалось: «Газетка...» задается целью побудить в читателях интерес к знанию и окружающей жизни. Научно-популярные статьи... составляются в связи с конкретным явлением окружающей действительности». Так в детскую журналистику пришел информационный повод. А дальше здесь получает признание новый для этой периодики жанр — репортаж. Панафидина инициирует развитие других жанров в газете. Проводятся литературные конкурсы, объявляются сборы средств в помощь голодающим детям. В1914 году с сочинениями для конкурса пришло более 200 писем.
— «Газетка» во многих смыслах стала уникальным явлением в детской журналистике. Кстати, много ли вы навскидку назовете подобных современных детских изданий? — задается вопросом Фролов.
А потом была Первая мировая война, «чрезвычайные обстоятельства и затруднения, недостаток бумаги на рынке и поднятие цен на нее».
Это вынудило Панафидину прекратить выпуск газеты. Еще через три года издательство было национализировано, а книжный склад заменил магазин Госиздата РСФСР. Преемственность места, получается, сохранилась.
СПРАВКА
Александра Панафидина (1873–1919) — книгоиздатель, просветитель и редактор. Сыграла важную роль в формировании русской книги во второй половине XIX — начале XX века. Стремилась выпускать книги, которые имели культурную ценность. Специализировалась на детской, учебной и научно-популярной литературе