Гости Айседоры Дункан пили чай из фужеров
На гастролях в Америке Айседора Дункан, великая танцовщица, в сердцах бросила: «Лучше буду жить в России на черном хлебе и водке». В России прославленной ей пришлось жить, возможно, и на черном хлебе, зато в доме на Пречистенке.
У здания под номером 20 на Пречистенке богатая история. Построенное в конце XVIII века предположительно по проекту мастера эпохи классицизма Матвея Казакова, оно предназначалось для врача Христиана Лодера (он лечил, выписывая пациентам минеральную воду и прогулки.
Говорят, что так и появилось слово «лодырь»). Затем в доме жил генерал Алексей Ермолов (по слухам, он был заговорен от пуль и умел предсказывать будущее). В 70-х годах XIX века здание перешло во владение фабриканта Владимира Коншина, а в начале ХХ века в особняке поселился миллионер Алексей Ушков с женой, примой-балериной Большого театра Александрой Балашовой. Супруги пережили в доме революцию, а к 1922 году навсегда покинули Россию.
В Париже они обосновались на Rue de la Pompe.
В мемуарах дворянин Алексей Наумов вспоминал: «По иронии судьбы так случилось, что дом на Rue de la Pompe, в котором поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее... Айседоре Дункан. Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под танцевальную школу прибывшей в Россию знаменитой Айседоре.
Так две танцовщицы невольно обменялись особняками».
Танцовщица-новатор, исповедовавшая свободный танец (она отказалась от классических костюмов и танцевала босой), сочувствовала революционной России. В «доме по обмену» на Пречистенке, 20, ей отдали только часть комнат. Журналист и театральный деятель Илья Шнейдер в книге «Встречи с Есениным » пишет: «Войдя впервые в особняк, Дункан скривила губы при виде потолочных красавиц, облепленных золотом колонн и бронзовых барельефов. В своей комнате Айседора опустилась в кресло и залилась неудержимым смехом: — Кадриль! — кричала она, заразительно смеясь.
Танцовщица не оценила богатый декор балашовских интерьеров».
Первое время в доме, как пишет Шнейдер, не было ни стаканов, ни чашек. Зато стояла целая шеренга больших стеклянных бокалов, и чай пили из них. Навещавшие Дункан иностранцы думали, что русские, любящие чаепитие, предпочитают пить этот напиток из винных и пивных бокалов. А русские в свою очередь удивлялись неудобным «заграничным обычаям»...
Сейчас в здании находится главное управление по обслуживанию дипкорпуса МИД.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Гнилорыбов, историк Москвы:
— Главная особенность дома — в каждый период своей истории он передавал характер хозяина и подстраивался под него внешним убранством. Когда им владел гроза Кавказа Алексей Ермолов, декор был под стать аскетичному в быту генералу. При потомственном дворянине Владимире Коншине особняк приобрел черты рококо и барокко, богатый лепной декор. Миллионер-чаепромышленник Алексей Ушков полностью переделал особняк, у него появился кованый балкон. Для супруги купца, балерины Александры Балашовой, в доме был устроен репетиционный зал с зеркальными стенами.