Губительная страсть мецената
Дом покровителя искусств Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, 6, получил название «московских Помпей» с легкой руки журналиста одной из городских газет начала XX века.
Неказистый трехэтажный особнячок на Садовом кольце сотню лет назад был мощным арт-центром Москвы.
Концентрация талантов
История культурного центра под предводительством московского Лоренцо Медичи — так современники называли Савву Мамонтова — начинается в 1860-х годах. Савва Иванович приобретает дом, который стал одним из центров художественной жизни города. Здесь бывают Репин и Поленов, Серов и Васнецов, Левитан и Суриков. Разглядеть талант — такой редкой способностью обладал Савва Иванович. Изысканным вкусам хозяина вторили и интерьеры. Потолок столовой был отделан мореным дубом, стены украшали картины Коровина и Васнецова, полы — итальянская мозаика. А в доме еще и пели!
Ворованное счастье
Частная русская опера обязана своим рождением дому на Садовой. Под игристое в изящных бокалах раздавался густой бас Федора Шаляпина, звучали оперы РимскогоКорсакова, Мусоргского, Даргомыжского, слышался женский смех… Возможно, тот самый смех стал для Саввы Ивановича роковым. Увлечение оперой совпало с влюбленностью в певицу Татьяну Любатович.
«Всей Москве известно: миллионщик Мамонтов держит оперу ради своей пассии — певички Татьяны Любатович. Публика не прощала певице ее ворованного счастья у другой, у законной, у достойной»…
От Мамонтова уходит жена, Елизавета Григорьевна (супруги не разводились, сохраняя дружеские отношения).
«…Обманутая, оскорбленная, она несет свой крест, не жалуясь, не протестуя», пишет В. Бахревский в книге «Савва Мамонтов».
Театральный критик А. Амфитеатров скажет: «Влюбленность Мамонтова была главною причиною возникновения в Москве… Мамонтовской оперы, воспитавшей целое поколение артистов…».
Крах Помпей
Но ни одна история не может избежать своего конца. В 1899 году Савву Ивановича обвиняют в растратах — и он закладывает дом в уплату долгов.
В 1901 году в опечатанный дом проникает журналист одной из газет. Скоро в прессе появится очерк «Помпея в Москве»: «Толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре… Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом… Не хочется верить в существование сознательного вандализма в просвещенном XX веке…» Несмотря на оправдательный приговор суда, дом Мамонтова ушел с молотка.
Богатейшие интерьеры и утварь испарилась — лишь малую часть вещей друзьям бывшего хозяина удалось передать в Третьяковскую галерею.
Время докончило дело в 1912 году, когда новая хозяйка Мария Страхова принимает решение о перестройке трехэтажного здания и возведении новых построек. Так окончательно были разрушены творческие Помпеи в Москве.
НА ЗАМЕТКУ
Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям. Все долги были погашены.