Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Гуляй Москва на Новый год и Рождество всегда, или как праздновались главные зимние праздники в Москве

Москва город древний, а значит и традиции празднования Нового года и Рождества у нее древние. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Москва город древний, а значит и традиции празднования Нового года и Рождества у нее древние. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Москва город древний, а значит и традиции празднования Нового года и Рождества у нее древние. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Москва город древний, а значит и традиции празднования Нового года и Рождества у нее древние. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Москва город древний, а значит и традиции празднования у нее древние. Новый год с древности это символ наступающих времен, что несут за собой развитие. А Рождество для всех верующих христиан — главный праздник, напоминающий о великой жертве и великой любви Иисуса Христа. Праздники неразрывно связаны друг с другом, и москвичи никогда об этом не забывали. Они радовались дарили подарки самым любимым, что в Русском царстве, что в Российской империи, что в Союзе Советских Социалистических Республик, что в Российской Федерации. О том, как именно они это делали, рассказала руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы Ирина Карпачева.

Во времена князей да царей

Еще до принятия христианства у славянских племен была традиция отмечать Новый год в марте, примерно 1 числа. Именно в этом месяце появляются первые проталины. Люди тех времен черпали свои знания и навыки из природы. Для этого они постоянно наблюдали за ней. И древние язычники поняли, что весна — время перемен, время обновления, в период которого можно снова приступать к земледелию. 

Все, в том числе и священники, и княжеский двор, собирались на Красной площади и шли к месту, близко к нынешней Ивановской площади. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Все, в том числе и священники, и княжеский двор, собирались на Красной площади и шли к месту, близко к нынешней Ивановской площади. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Но в 988 году пришло еще большее обновление, не природное, а религиозное. На территории Киевской Руси приняли христианство. С тех пор традиция Нового года начала постепенно отходить на второй план. Праздник Рождества долгое время оставался приоритетным. Новый год отмечали те, кто хотел. 

— Рождество в то время отмечалось как рождение богочеловека. А вот обновление нового года праздновалось 1 сентября, когда снимается урожай, а земля может отдохнуть. При том в этот день можно было подойти к князю и вручить ему челобитную (письменное прошение), — сказала Ирина Карпачева.

Процедура начиналась с молебна. Все, в том числе и священники, и княжеский двор, собирались на Красной площади и шли к месту, близко к нынешней Ивановской площади. По сообщениям иностранных источников, процессия была очень красивой. В князей, а затем и царей начинали кидать письменные просьбы. Просьбы должны были собрать. 

Обязательно должны были быть утренний молебен и праздничный звон колоколов. А на стол русские всегда клали пироги из муки и молодой капусты. Они являлись олицетворением нового урожая. Для пирога использовали еще не засоленную капусту. Традиция настолько укоренилась в народные корни, что до сих пор бабушки и прабабушки на стол кладут пироги с капустой, отметила Ирина Карпачева. 

Новый царь — новый Новый год

Еще царь Петр I поменял множество вещей в стране. До того, как он стал полноценным императором российским, решил исправить летоисчисление. До его реформ в стране отсчитывали время от христианского понимания сотворения мира. И если заглянуть в старинные тексты, можно легко увидеть 7000 года. На замену пришла система, которую использовали в Европе. Она велась с момента рождения Иисуса Христа, которую в XI веке нашей эры определил монах Дионисий. 

И в 7208 году, а по современному летоисчислению в 1699 году, Петр I принимает указ «О праздновании Нового года». Именно в нем царь повелевает перенести праздник с сентября на первую неделю января. Календарь царь оставляет в покое. До указа большевиков в 1918 году в России продолжали пользоваться юлианским календарем. Именно благодаря Петру сейчас празднуют 1 января как Новый год и отмечается начало нового года. 

— При последнем царе в России начали украшать дома елями на праздник, а также запускать «фейерверки». По указу Петра в Новый год люди начали стрелять ночью в воздух кто из чего мог. До этого среди населения было принято больше спать, поэтому для жителей Москвы стал сюрпризом многочисленный грохот, который начал разносится по столице, — сказала Ирина Карпачева.

Петр I известен не только своими реформами, но и нелюбовью к кривым улицам Москвы и Кремлю. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»
Петр I известен не только своими реформами, но и нелюбовью к кривым улицам Москвы и Кремлю. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Люди вынуждены были выходить на улицу и праздновать. Церковь не могла воспрепятствовать этому, все-таки царь — помазанник Божий. Несмотря на то, что были и недовольные новыми порядками, постепенно это вошло в обиход и стало традицией.

Петр I известен не только своими реформами, но и нелюбовью к кривым улицам Москвы и Кремлю. Даже новый город начинает строить на севере. Но город был местом начала его деяний. И все праздники Петр I проводит именно в Москве. Даже сохраняет старые благотворительные традиции. Ведь с их помощью он дарит добро множеству людей. 

Но обращается не к народным традициям прошлого, а к жителям Немецкой слободы. Именно от них в русскую жизнь пришли ели и игрушки, которую на нее вешают. Постепенно у знатных граждан начинают появляться праздничные маскарады. 

Церковь, маскарад и народные гуляния

Рождество в имперские времена отмечали 25 декабря. И до 1 января шло празднество. Новый год был лишь его окончанием. Если Рождество следовало провести в Москве, то на Новый год — уехать в Санкт-Петербург. Это практиковали и Елизавета Петровна, и Екатерина II, а также ее внуки, правнуки, праправнуки и прапраправнуки. 

И начинался религиозный праздник с торжественных служб в столичных церквях. По словам Ирины Карпачевой, они проходили в таком же виде, в котором их можно увидеть в XXI веке. Это было важное событие, и на него старались прийти как можно больше людей. 

Все понимали, что необходимо дарить добро и любовь друг другу в такие дни. Поэтому императрицы и императоры приезжали на самые популярные места гуляний, вроде Красной и Ивановской площадей, Девичьего поля, Петровского путевого дворца, торговых площадей и раздавали подарки. Среди них были в основном сладости и конфеты. Добро творили и другие люди. Подарки людям раздавали представители купеческого управления и дворянского общества. 

Под вечер Рождества знатные люди отправлялись на маскарады. Именно на них постепенно сформировывается привычный нам новогодний образ дома. Сбор семьи и самых близких, дарение друг другу подарков, разукрашенная елка — все эти элементы были в первую очередь рождественские. 

У Ильинских ворот, Издание Фон-Гиргенсон. Фото: архив Музея Москвы
У Ильинских ворот, Издание Фон-Гиргенсон. Фото: архив Музея Москвы

А среди простого населения было все более демократично. В рамках всеобщего праздника соединились классические христианские и языческие образы. Кто катался на санках, кто прыгал через костры, кто шел на святки. Обязательным был крестный ход, а также уборка дома как перед Рождеством, так и перед Новым годом.

Были и достаточно жесткие праздничные традиции. На замерзшей Москве-реке, где также гулял народ, устраивали кулачные бои. Драться могли по разным поводам. Левый берег Москвы-реки против правого берега Москвы-реки. Женатые против холостяков. Иногда на такие сражения приносили даже колья. Старались драться до первой крови, но иногда случались летальные случаи,рассказала Ирина Карпачева. 

Рождественская елка. 1912 г. Фото: архив Музея Москвы
Рождественская елка. 1912 г. Фото: архив Музея Москвы

Традиции ставить полную елку не была повсеместна среди простых людей. Зачастую она бы просто не помещалась дома. Но и дворяне, и обычные люди брали их из примерно одних и тех же мест — Лосиного острова, Петровского парка. Иногда для праздника не всегда обязательна была елка. Активно использовались сосны, туи. А на их ветки вешали сладости. Как подметила эксперт, Новый год и Рождество — сладкие праздники. Если же елку не могли поставить, то украшали красный угол, в котором стояла икона. 

Если сейчас выйти на улицу, то куда не взглянешь, увидишь гирлянду, снеговика, Деда Мороза. Во времена Российской империи города было не принято так украшать, да и многих технологий еще не было. На церкви могли положить еловые ветки. Также активно зажигали свечи. 

— Активные празднования продолжались с начала Рождества до Нового года. Постепенно они стихали. Ведь Новый год был более домашний праздник. Люди уже просто ходили друг к другу в гости, чтобы провести время вместе. И то, как проводили Новый год у соседей, особо не интересовало людей. Очень индивидуальная вещь была. Некоторые даже не отмечали этот праздник, сказала Ирина Карпачева.

Что было до Революции и что после нее

Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года и последующие за ней реформы большевиков намеревались перевернуть общество с ног на голову. «Долой буржуазные идеалы, что устарели и не соответствуют потребностям современности», — читалось в каждом решении новой власти. Но определенную слабость к старым традициям они испытывали. Владимир Ленин любил рождественскую елку. Сохранились сведения о том, что он лично проводил праздничные мероприятия для детей в «Сокольниках» и усадьбе «Горки».

Печное отопление, Из серии «Лесная». Фото Леонид, Лазарев, архив Музея Москвы
Печное отопление, Из серии «Лесная». Фото: Леонид Лазарев, архив Музея Москвы

Но на сам праздник подвергался критике в связи с его глубокими религиозными корнями. Официально его не проводили, но в день Рождества был выходной. Москвичи продолжали исполнять старинные традиции. 

Все изменилось в 1929 году. В год «Великого перелома» начались активные гонения на все, что имело отношение к религии. Касалось это и праздников. На практически десятилетие праздник ушел в подполье. На смену им пришли День революции, День труда, а затем и Новый год.

— Государственный Новый год начали отмечать 1 января 1937 года, когда в газете «Правда» вышло официальное поздравление всех жителей СССР с праздником от Секретаря Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков Иосифа Сталина. Конкретных причин, почему решили поступить так, я не знаю. Но к этому заранее готовились, так как именно в этом году прошла первая елка в Колонном зале Дома союзов, сказала Ирина Карпачева. 

Новогодняя елка для московских школьников в Большом Кремлевском дворце. Дети смотрят новогоднее представление. Фото: Фотохроника ТАСС, архив Музея Москвы
Новогодняя елка для московских школьников в Большом Кремлевском дворце. Дети смотрят новогоднее представление. Фото: Фотохроника ТАСС, архив Музея Москвы

С того момента праздник активно культивировался с помощью государства. Города начали украшать, а на красивые елки приглашали отличников и наиболее проявивших себя в учебе детей. Даже старые образы Деда Мороза и Снегурочки вернули. 

— Это некий дед, который живет в лесу в какой-то ледяной избушке, спит на снежных перинах, которые надо всем вытрясать, и поэтому идет снег. У него есть добрая и хорошая внучка или дочка. Эти образы встречаются еще в сказках, которые в начале XIX века записал писатель Александр Афанасьев, сказала Ирина Карпачева.

К Новому году москвичи готовились активно и заранее. У все большего количества людей начали появляться квартиры и деньги на полноценные елку и украшения для нее. Были моменты, когда люди могли пойти за елкой в ближайший лес, но милиция следила за такими случаями. 

Центральный универмаг «Детский мир» в первый месяц зимы был всегда полон. И для того, чтобы не разочаровывать как юных, так и взрослых гостей, его старались уникально украшать. А в связи с активным ростом столицы в советское время у москвичей появились новые места, в которых можно было весело отметить Новый год. С 1930 года был открыт Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Были любимы людьми парки в Северном Речном вокзале, «Коломенском» и «Царицыно». 

«Оливье — это миф»

Отдельным вопросом всегда стоял новогодний стол. Для некоторых людей уже сложилась традиция включить на заднем плане «Иронию судьбы, или с легким паром», нарезать Оливье, да выпить шампанского. Однако Ирина Карпачева уверяет, что у москвичей никогда не было каких-то единых традиций.

— В каждом московском доме куда ни придешь, везде есть какое-то блюдо которое доставалось тебе от предков. Кто-то делает брусничные пироги только на Новый год. Кто-то запекает баранью ножку с гречкой. Каждый московский дом еще до революции славился вот какой-то своей кухаркой или каким-то своим блюдом, которое передается по наследству. То же самое и в Советском Союзе. Были какие-то вещи, которые, ну, делают все. Но даже салатов оливье было не такое количество. Кто-то студень варит, кто-то не варит. Кто-то предпочитает утку запекать. Кто-то делает сладкий стол на новогоднюю ночь, сказала Ирина Карпачева.

Новости партнеров