Художник сумел переосмыслить современность
В Третьяковской галерее на Кадашевской набережной открылась ретроспективная выставка советского художника Виктора Попкова. По словам ее кураторов, он определил развитие отечественного искусства второй половины ХХ века.
Новая выставка «Виктор Попков» — одна из самых масштабных экспозиций, посвященных художнику. В залах представлена 181 работа из 12 музеев России, они показывают многогранность автора, в совершенстве владеющего как живописными, так и графическими техниками.
Образ человека труда
Одна из хрестоматийно известных работ живописца — «Строители Братска». Композиция, выбранная художником, возвышает сильных людей, видевших свой труд как почетную миссию на благо всей страны. Фигуры рабочих подчеркнуто монументальны, будто живописец создает им памятник не в скульптуре, а на холсте.
— Эта картина сделала Попкова знаменитым, — рассказала заместитель гендиректора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова. — Крупные стройки — от метрополитена и ГЭС до реставрации Большого театра — стали одной из важных линий в творчестве художника. Но несмотря на успех, он предпочел продолжить творческие поиски дальше, соединяя мотивы Палеха, европейскую культуру и другие направления.
Тонкое кружево взаимоотношений
Стиль живописи Виктора Попкова узнаваем. Четкая силуэтность, вытянутые пропорции фигур и выразительные позы, четко отражающие душевное состояние, отличают его работы. Возможно, именно благодаря этому ему удавалось передать самые тяжелые состояния в жизни людей. Сам художник называл свой метод работы «трагичность радостная».
На его полотнах можно увидеть не только героев-триумфаторов, строящих страну, но и тех, кто терпит поражение, проходит испытания. Например, такими полотнами стали «Развод» и «Больной ребенок» — в статичных фигурах живописец передает глухое напряжение, разочарование, боль утраты, страх.
— Также художник в этих полотнах осмысляет непростую роль отца в 1960– 1970-е годы, что мы знаем по фильмам и литературе того времени, — отметила Татьяна Карпова. Еще один цикл картин, посвященный потерям, связан с Русским Севером. В серии «Мезенские вдовы» художник изобразил пожилых женщин в еще сохранившихся национальных костюмах. Они потеряли мужей в Великую Отечественную войну. Композиция будто бы вторит ритму народной песни, а вытянутые силуэты и четкий рисунок складок на одеждах вызывает ассоциацию с иконописью.
— Художник подчеркивал их стойкость, сохранение достоинства в их скорби. Нет уничижительной, жалостливой интонации, — рассказала искусствовед.
Боль послевоенного периода
Совсем иначе на трагедию Великой Отечественной войны Виктор Попков смотрит в картине «Шинель отца». Работу отличает холодный серый колорит.
— В этой работе сильна биографическая нота, это практически автопортрет, — подчеркнула Татьяна Карпова. — Художник примеряет воображаемую шинель — опыт отцов, победивших фашизм. Шинель ему велика — он критичен по отношению к себе и своему поколению. До победителей как будто невозможно дотянуться.
Тема памяти о войне звучит и в других работах. Особенно важно здесь полотно «Майский праздник» — в обратной перспективе, взятой то ли с иконы, то ли с декоративных палехских шкатулок, художник изображает беззаботную девчушку, раскачивающуюся на качелях. На фоне вдалеке виднеется силуэт памятника Неизвестному солдату. Художник задает вопрос себе и зрителям — сохраняется ли память о Великой Победе среди молодых поколений, осознается ли в его время подлинная значимость этих дней?
Разговор с гением
Картина Виктора Попкова «Осенние дожди. А. С. Пушкин» известна, без преувеличения, каждому зрителю по школьным учебникам. С террасы поэт, обращенный к зрителю спиной, задумчиво любуется золотой осенью. По словам кураторов, живописец отождествлял себя с Александром Пушкиным.
Помимо крупных полотен, на выставке представлены и графические работы и этюды, написанные Виктором Попковым в путешествиях. Этот раздел раскрывает его как пейзажиста, запечатлевшего последние годы существования деревни, что роднит его со многими советскими писателями. Удалось ему побывать и в Италии — его глазами можно увидеть яркие краски Генуи и Венеции.
— Виктор Попков определил искусство 1960-х годов и повлиял на следующее поколение художников, которое ярко заявит о себе уже в 1970-е годы, — подчеркнула искусствовед. — Он мыслил в вечных категориях: жизни и смерти, любви и признании. Себе и зрителю он задает вопросы, часто неудобные. В его творчестве притягивает особое видение, умение взглянуть на современность философично, переосмыслить ее.
КСТАТИ
Дизайнер Алексей Подкидышев организовал пространство так, чтобы не только дать зрителям возможность познакомиться с произведениями, но и понять саму логику рассуждений живописца.