Опрос

13 ноября 1921 года официально открылся Театр имени Евгения Вахтангова. А Вы знаете, какой из фактов о театре неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

И дольше века длится... счастье!

Студенты на репетиции, слева направо: Кирилл Комиссаров (1-й курс), Александр Христофоров, Анна Мусаева, Елизавета Кулева, Захар Муралев и Иван Есин (4-й курс). Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Студенты на репетиции, слева направо: Кирилл Комиссаров (1-й курс), Александр Христофоров, Анна Мусаева, Елизавета Кулева, Захар Муралев и Иван Есин (4-й курс). Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Студенты на репетиции, слева направо: Кирилл Комиссаров (1-й курс), Александр Христофоров, Анна Мусаева, Елизавета Кулева, Захар Муралев и Иван Есин (4-й курс). Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Студенты на репетиции, слева направо: Кирилл Комиссаров (1-й курс), Александр Христофоров, Анна Мусаева, Елизавета Кулева, Захар Муралев и Иван Есин (4-й курс). Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Театральный институт имени Бориса Щукина, по привычке называемый Щукинским училищем и даже «Щукой», 23 октября отмечает 110 лет со дня своего рождения.

И для столицы, и для страны в целом легендарное Щукинское училище — ценнейший культурный бренд.

...В стенах этого здания все дышит памятью о Евгении Вахтангове. В далеком 1913 году студенты нескольких учебных заведений создали кружок, «Студенческую студию». Они пригласили к себе Евгения Вахтангова, артиста Первой студии МХТ, полагая, что с его помощью освоят систему Станиславского прямо в процессе работы над постановкой. Вахтангов же считал, что важно распространять эту систему любыми способами. Через несколько месяцев публике был представлен спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Бориса Зайцева, но вместо оваций студийцев ждал провал и убийственная критика. Но впадать в тоску они не стали, а принялись упрашивать Вахтангова начать с ними заниматься, чтобы в результате изучить систему Станиславского последовательно, как и положено. Станиславский же был сердит на своего любимца Вахтангова, отругал его за эту постановку и в сердцах запретил пользоваться его системой. Студийцы, узнав об этом, обещали Вахтангову, что о занятиях будут молчать, пока не добьются вразумительных результатов. Вахтангов согласился. День начала его занятий со студентами — 23 октября 1914 года — и считается днем рождением института.

Костюмер идущих спектаклей Марианна Манилашвили. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Костюмер идущих спектаклей Марианна Манилашвили. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

...До института от Вахтанговского театра — несколько минут пути. Для многих выпускников института именно этот театр становится главным на всю жизнь. Впрочем, щукинцев охотно принимают и другие театры, а с тех пор, как тут несколько лет назад начали набирать и вокальные курсы, — и музыкальные тоже. Вахтангов вошел в историю театра сказкой — «Принцессой Турандот». Что-то неуловимо сказочное есть до сих пор и в этом намоленном месте. И первая мысль, которая приходит в голову после кружения по коридорчикам здания, тоже из серии сказочных: наверняка тут есть домовой!

Экскурсию нам провел ведущий специалист по связям с общественностью Щукинского института Андрей Барабанщиков.

Чего тут только нет! К тому же четыре года назад рядом со старым зданием появилось новое, соединенное с ним стеклянным «перешейком». В новом здании открыт теперь танцкласс с зеркалами и балетным станком, очень современный и стильный, в черно-белых тонах. Нам повезло застать кусочек репетиции номера из пластического спектакля. Хрупкая, как веточка, Маша Михайлова не танцует даже, а каким-то необъяснимым образом ведет диалог с теннисной ракеткой — она в ее руках кружится, спорит, соглашается, и мячик кажется к ней прилипшим... Андрей Алексеевич Щукин, профессор кафедры пластической выразительности, подсказывает ей, как заставить ракетку слушаться беспрекословно…

Слева — легенда: профессор Андрей Дрознин. Стоят: Егор Голубев, Александр Савин и Федор Шалашов (слева направо), сидит, готовится выполнять упражнения Павел Агеев. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Слева — легенда: профессор Андрей Дрознин. Стоят: Егор Голубев, Александр Савин и Федор Шалашов (слева направо), сидит, готовится выполнять упражнения Павел Агеев. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Вслед за Андреем Барабанщиковым проникаем в полутемный зал. Студенты один за другим то прыгают по дорожке лягушками, то совершают какие-то перекаты, ползают змейкой. Наблюдает за этим легенда театрального мира — Андрей Борисович Дрознин. Он воспитал бессчетное количество звезд. Ребята слушаются мастера неукоснительно. Он почти безмолвен, но внимательно смотрит за каждым движением и, если нужно, корректирует их.

Андрей Борисович, кстати, говорит, что у современного поколения отсутствует координация движений и мышечный аппарат развит недостаточно, — тихонько поясняет нам Андрей Валерьевич. — Раньше ребята обычно приходили к нам зажатыми, а сейчас, скорее, разболтанными... Дрознин буквально учит их заново ходить, двигаться, управлять своим телом.

Расплачиваемся за гаджеты, неподвижный образ жизни! Как выясняется, выправлять эту разболтанность куда сложнее, чем справляться с мышечными зажимами.

— Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый вечер!

Трудно сказать, сколько раз мы за время экскурсии ответно приветствовали и студентов, и преподавателей. В наше время мрачных лиц кажется странным, когда незнакомые люди улыбаются тебе и приветливо здороваются. Но тут так заведено, это часть незыблемой щукинской культуры. А еще тут студенты читают. Ректор института, народный артист РФ Евгений Князев стоит на этой позиции твердо: это — необходимость! Причем читать нужно не сокращенные версии произведений и не краткие их пересказы! 

Когда читают все вокруг, и ты будешь читать. Вот и в чудесном зимнем саду мы застаем группу студентов с книгами.

— Мы с вами стоим на крыше столовой, — объясняет Андрей Валерьевич. — Но место это застеклили, утеплили, и постепенно тут образовался настоящий зимний сад. Пары у нас начинаются в 9:30, но занятий много, и ребята находятся в институте иногда и до полуночи. Тут уютно, тихо, отличное место получилось для отдыха и передышки.

...В пошивочной горит свет. Светлана Валентиновна Мирошниченко фотографироваться не хочет категорически — к такому вниманию не привыкла. Смотреть на то, как движутся ее руки, можно до бесконечности: они легкие, как перо, и очень ловкие, иголка летает вверх-вниз, приметывая пояс к длинной юбке. Этими руками и создаются те шикарные костюмы, в которых будущие звезды блистают на сцене учебного театра. 

— Хотя наш театр и имеет статус учебного, но на деле он самый настоящий, — напоминает Андрей Валерьевич. — Художественно-постановочная часть учебного театра — беспокойное хозяйство Александра Зернова — тут как у полноценного репертуарного театра, который включает в себя и звуковой, и световой цеха, и декораторов, и бутафоров, и художников, и даже столяра с золотыми руками — дядю Митю! Работают все уж точно не за деньги, не по одному десятку лет и очень любят это место!

— А костюмы у нас иногда даже лучше, чем в некоторых театрах, по крайней мере, пачки балетные из туалетной бумаги мы не делаем, как было тут на Чеховском фестивале, — смеется Светлана Валентиновна.

За один театральный сезон, то есть с сентября по июнь, на сцене учебного театра выпускается от 12 до 20 спектаклей. Обычно они идут один сезон, но «Мой прекрасный Пигмалион», поставленный Анной Дубровской, зрители не отпускают уже четвертый год.

— Ребята уже выпустились, работают в разных театрах, но каждый месяц возвращаются в родной учебный театр и вновь играют эту историю, — рассказывает Андрей Валерьевич.

Костюмерных тут три. В одной шьют, в другой хранится запас костюмов и реквизита. Анна Сергеевна Гарнухина показывает свои богатства: вот — горы сумочек по моде разных эпох, вот — обувь на любую ногу, под любое платье. А вот и они, кстати, какие хотите: шикарные в пол, коротенькие для студенточек 1960-х... Рядом — хрустальные вазочки, посуда, гора чемоданов. Самые дорогие наряды с номерами, купленные благодаря программе «Приоритет-2030», хранятся в третьей костюмерной и выдаются исключительно для дипломных спектаклей. Это местное святилище!

Алена Морошан (слева) и Аня Мусаева в гримерной, на заднем плане Полина Родионова и Алексей Надточий. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Алена Морошан (слева) и Аня Мусаева в гримерной, на заднем плане Полина Родионова и Алексей Надточий. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Еще одна святая святых — гримерная. Перед спектаклем тут шумно. Пока же — тишина, и Алена Морошан и ее помощница Полина Родионова ждут молодых артистов. А когда мы вновь заглядываем сюда через полчаса, сама атмосфера, кажется, кипит: Алена и Полина колдуют над образами Ани Мусаевой и Алексея Надточия. Вечером на сцене учебного театра — показ, спектакль-посвящение «Дунаевские, виват!». Его показывают в рамках фестиваля «Точка А — 2024», в зале — сплошь молодежь. Кстати, уже после ухода из Щукинского института мы узнали, что щукинцы стали победителями фестиваля: Алексей Волков получил приз за «лучшую мужскую роль», а Владлена Котова стала дипломанткой фестиваля! 

Спектакль, в котором звучат песни Исаака и Максима Дунаевских, поставила заслуженная артистка РФ, ученица великой Татьяны Шмыги Татьяна Константинова. Двухактное представление собрало лучшие песни двух великих композиторов и подготовлено к юбилеям: в следующем году отмечается 125-летие Дунаевского-старшего и 80-летие младшего. Вокальный курс набирали в Щукинском четвертый раз. Татьяна Викторовна довольна:

— Они — молодцы, для начала четвертого курса — поют очень даже. Потом еще распоются! Неталантливых тут нет. В каждом студенте — своя искорка, огонек великого дара. В ком-то — тлеет. Из кого-то вылетает фонтаном искр. Кто станет звездой? Увы, талант ничего не гарантирует. Нужно приложить к нему много труда, упорства, а еще важен элемент удачи... После спектакля впечатленные мы сжимали кулаки: ребята, пусть же, пусть вам повезет!

Главная лестница помнит шаги великих артистов и режиссеров и хранит память о них: все стены увешаны фотографиями выпусков. Вот начало: объявление о приемных экзаменах в студию, рядом — афиша провалившейся «Усадьбы Ланиных». Идем вверх: Калягин, Князев, совсем мальчишка Миша Ульянов, Лановой... Лица, лица, лица. Незабвенный Этуш, Яковлев... Какие имена!

В малом фойе пузатый шкаф из квартиры Бориса Щукина превращен в «Музей уважаемого шкафа». Внутри — реликвии: вещи артистов, удостоверения Бориса Захавы и самого Щукина. 

...Старинное зеркало со слегка «потухшей» амальгамой кажется еще одним волшебством. Чего оно только не видело... Андрей смеется:

— Говорят, оно вытягивает и худит на 20 кило…

Насчет двадцати — не знаю, на пятнадцать — точно. Но, как выясняется, и это не последнее волшебство в этих стенах. Барабанщиков протягивает обыкновенную театральную программку. Обложка, внутри — симпатичные ребята, курс заведующего кафедрой мастерства актера, профессора Павла Любимцева и директора Театра оперетты Владимира Тартаковского. Те самые, что так чудесно пели в посвящении Дунаевским.

— А вы наведите камеру телефона на кьюаркод, а затем направьте на фотографию, — подсказывают мне.

Слушаюсь и повинуюсь. Навожу... И... Чудо! Фотография оживает и... принимается разговаривать. Вот я прослушала Александра Свинцова, исполнявшего песню Ивана из оперетты «Сын клоуна», а еще Аню Мусаеву и Юлию Сиринько... — Таких, мне кажется, еще ни в одном театре нет, — улыбается Барабанщиков.

И это правда. Впрочем, щукинцы всегда опережали время... И будут опережать, это точно!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

На фото Народный артист РФ, ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
На фото Народный артист РФ, ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

— Мы всегда относились и относимся к Вахтангову как к своему мессии. Искренне считаем, что, если сделаем что-то в театре не так, он нас накажет... И я хочу сказать всем: ходите в театр! И в наш, учебный! Это то место, где можно как-то соединиться с действительностью и принять ее, поскольку театр — это увеличительное стекло того, что происходит в жизни. Там и поплакать иногда хорошо…

 

 

СПРАВКА

Многие не знают, что в учебный театр Щукинского института можно абсолютно спокойно купить билет в кассе, заказать его на сайте или у билетных операторов. Надо сказать, что цены на них на порядок ниже, чем сегодня в театрах, от 800 до 2500 рублей.

И, конечно, начинающие артисты, может быть, не так опытны, как старшие их коллеги, но выкладываются полностью, работают не вполноги — они так просто не умеют. Да и не хотят!

 

МЕЖДУ ТЕМ

Кстати, скоро тут, рядом со старым «домом» щукинцев, появится еще одно здание, новое — режиссерский корпус. Оно точно так же ловко впишется в окружающее пространство, как и недавно пристроенное. Благоприобретенные институтом таким образом квадратные метры решат массу проблем для щукинцев, которые год за годом осваивают все новые и новые задачи.

СПРАВКА

Еще одна реликвия хранится в кабинете ректора. В 2005 году во время ремонта под полом нашли деревяшку с еле различимым изображением. Икона Божией Матери «Знамение» лежала там с 1937 года. Возможно, ее спрятал один из рабочих-строителей: неподалеку стоял храм Николы на Песках, примерно тогда разрушенный, и он мог спрятать образ, взятый оттуда, чтобы защитить от поругания. Ныне икона — заступница вуза.

Новости партнеров