...И ключ от квартиры, где деньги лежат
Возле одного из самых известных столичных парков, Сада имени Баумана, прямо напротив входа со стороны Старой Басманной, стоит чудо эклектики: усадьба со сложной судьбой — дом купца, чаеторговца и золотопромышленника Николая Стахеева.
Возле одного из самых известных столичных парков, Сада имени Баумана, прямо напротив входа со стороны Старой Басманной, стоит чудо эклектики: усадьба со сложной судьбой — дом купца, чаеторговца и золотопромышленника Николая Стахеева.
Поговаривают, что именно Стахеев, один из самых богатых людей Российской империи на начало XX века, стал прототипом литературного Кисы Воробьянинова. Купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника Ивана Шишкина, коллекционер живописи — Стахеев, получив от отца крупное наследство (около 5 миллионов рублей), сумел увеличить капитал в 8 раз. Занимался благотворительностью, в традициях своего семейства, но любил «пожить красиво».
Домашний театр с Чеховым
В 1890-е годы Николай Дмитриевич приобретает обширный участок на Новой Басманной улице.
В 1898 году он возводит здесь роскошную усадьбу в стиле неогрек. Строительство дворца обошлось Стахееву в один миллион рублей, рассказывает историк Светлана Костина.
— К оформлению дома купец подошел с размахом и вкусом, — продолжает Костина. — Готическая столовая соседствовала с мавританской курительной и залами в стиле классицизма.
Витражи и мраморная и лепная отделка, зимний сад, домашний театр, где гостями Стахеева часто выступали актеры МХТ и даже — по слухам — сам Антон Павлович Чехов.
Впрочем, огромные суммы не пугали промышленника. Николай Дмитриевич был страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло (его приезд всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и по обыкновению проигрывал) — и однажды оставил в Монте-Карло 15 миллионов золотых рублей.
Справедливости ради нужно отметить — Стахеев не только тратил, но и зарабатывал.
Предки Стахеева, выходцы из Вятской губернии, уже в середине XIX века снабжали всю Восточную Россию сахаром, промышленными товарами и чаем, импортируемым из Китая. Николаю Дмитриевичу перешло богатое наследство, которое он грамотно сумел увеличить в 8 раз. Акции торгового дома Стахеева держал император Николай II — до 1917 года.
История для сюжета
После революции особняк был национализирован в пользу Наркомата путей сообщения.
Судьба его хозяина сложилась интереснее.
Стахеев покинул Россию еще до Первой мировой войны, однако в 1918 году вернулся. Поговаривали — для того, чтобы забрать спрятанный в особняке клад — серебро и какие-то другие ценности. Но на подходе к особняку его задержали дружинники.
Стахеев оказался на Лубянке, на допросе у Дзержинского. Николай Дмитриевич предложил ему сделку: в обмен на ценности получил свободу и пожизненную персональную пенсию. Говорят, Стахеев получал ее до конца своих дней.
Был ли клад — осталось загадкой. Считалось, что на часть «найденных» сокровищ был построен Дом культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров и, по слухам, взяли интервью у Стахеева. Так появился сюжет «12 стульев» и прототип главного героя, Кисы Воробьянинова.
НА ЗАМЕТКУ
Легенда говорит, что на вопрос архитектора о том, в каком стиле будет дом, купец ответил: «Во всех! Денег хватит на все». Залы — в стиле классицизма, барокко, рокайльная гостиная, готическая столовая с деревянной резьбой, мавританская курительная. В восточном крыле здания размещалась картинная галерея.