И целой улицы мало
В здании бывшего депо Николаевской железной дороги (Ленинградский вокзал, Красносельский район) открылся книжный клуб «Депо». Новое культурное пространство порадует тех, кто интересуется историей старинных вещей, и, конечно, любителей чтения.
Здесь не пахнет мазутом и сваркой, не слышно стального лязга колес, никто не надрывает голос, пытаясь перекричать выходящий из котла со злым шипением пар. В старинном зале царит особая атмосфера, созданная коллекционерами — участниками фестиваля «Мосвинтаж».
— Уверенно могу сказать: сейчас в столице нет подобных площадок, на которых московские коллекционеры могли бы показать свои уникальные экспонаты, — рассказывает организатор «Мосвинтажа» Елена Кренцель. — Ведь все, что ими собиралось многие годы, — не просто предметы, а часть истории их семей, столицы и страны. Но показываться в выставочных центрах города многим не по карману, и блошиные рынки не всех устраивают. Вот и пылятся в шкафах интереснейшие коллекции. А это неправильно! Мы очень рады, что в городе появилась такая площадка, которая даст возможность жителям и гостям города увидеть уникальные собрания московских коллекционеров.
И ведь правда, здесь есть на что посмотреть!
Гостей фестиваля встречают девушки в строгих платьях гимназисток Российской империи. Уверен, любая модница XXI века оценит и тут же начнет выбирать старинные украшения — серьги, бусы, кольца… Людей постарше, возможно, заинтересуют статуэтки из английского фарфора. Например, вот эта белокожая балерина. Судя по заводскому клейму, она много старше — представить сложно! — моей бабушки. Статуэтка эта уникальна, объяснили мне организаторы. Дело в том, что английский завод-производитель прекратил свое существование еще в прошлом веке. В наши дни таких сохранившихся «балерин» можно сосчитать по пальцам.
Американские золотые керосиновые лампы на резных ножках, российские дореволюционные расписные сервизы, сатирические плакаты «Окон РОСТА»… Глаза разбегаются.
Внимание привлекает большая коллекция нагрудных значков, посвященных разным датам и событиям российской истории. Коллекционер Сергей Виноградов собирал их почти полвека. Интересуюсь: не надоело? — Что вы! — явно удивляется он моему вопросу. — Если уж серьезно взялся за коллекционирование, то это навсегда — переболеть и забыть не получится! А вот и звезда выставки, потрясающие экспонаты — старинные компасы. Самые разные — с латунными и бронзовыми крышками, большие и маленькие, для геодезистов, геологов, моряков. Даже представить себе не мог, что этот простой, вроде бы, навигационный прибор может быть столь разнообразным на вид, цвет, размер.
— Компасы сложно собирать, — объясняет хозяин коллекции Михаил Иванов. — Этот предмет постоянно в пути, пока не выйдет из строя. Так что точно установить, кому принадлежал раньше тот или иной компас, очень сложно.
За 30 лет Михаил собрал огромную коллекцию, но абсолютно уверен в происхождении только двух компасов. Один, по его словам, был собран на заказ еще в XIX веке для часовой компании Павла Буре. А второй — буссоль Чарльза Шмалькальдера (геодезический компас для измерения углов и азимутов) — принадлежал его отцу, который, как и дед коллекционера, был геодезистом.
— Я тоже геодезист, часто выезжаю в поля, — говорит Михаил. — Этот компас для меня настоящая семейная реликвия и самый главный экспонат моей коллекции.
Рядом с винтажом — книжная ярмарка. По словам креативного директора «Депо» Олега Фочкина, это лишь первая ласточка в больших планах книжного клуба.
— Мы планируем создать новое культурное пространство, которое, надеюсь, заинтересует москвичей, — говорит он. — Собираемся проводить здесь встречи с писателями, фестивали, лекции историков, выставки, мастер-классы. В любое время сюда можно прийти, почитать, выпить кофе, поговорить с другими посетителями. Да и одним зданием мы бы не ограничивались. Хочется, чтобы вся дорога от вокзала до нашего клуба «Депо» стала книжной улицей.
Но кажется, что и улицы не хватит! Научные талмуды в посеребренных переплетах, переизданные книги дореволюционной России… Здесь есть все — от художественной литературы до самоучителя по поведению в высоком обществе для незамужних девиц и юношей. Словом, зачитаешься! А если еще будет с кем поговорить о прочитанном, обсудить и поспорить, то у клуба наверняка есть все шансы стать местом притяжения столичных книголюбов.
КСТАТИ
В 1840-е годы по указу Николая I началось строительство железной дороги, связывающей Москву и Санкт-Петербург. Разработку проекта депо поручили одному из лучших архитекторов того времени Константину Тону, автору храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Депо с поворотным кругом и трубами для очищения воздуха строилось в 1846–1851 годах.