И замер восхищенный зал
Журналисты «МЦ» побывали на репетиции в московском театре накануне его дня рождения. 16 сентября Государственному академическому центральному театру кукол исполнилось 85 лет. Юбилей отметили генеральной репетицией: на следующий день театр открыл новый, 86-й сезон.
Этот «дом с часами» на Самотечной знаком всем. Часы — сказочные. Вот только что пробило полдень, открылись металлические створки — и куклы исполнили свое небольшое представление. Можно сто раз до этого видеть, как кот-швейцар снимает фуражку с надписью «ГАЦТК» или как лиса любуется собой в зеркальце под «Во саду ли, в огороде...» — в 101-й раз ты снова поднимешь голову вверх. Когда эти часы заиграли в первый раз — было это в 1970 году, — остановилось все Садовое кольцо! На сцене «взросл о г о » з р и тельного зала — «Маугли».
Спектакль впервые поставили в 1945 году! Вот бандерлоги едва не разорвали Маугли за отказ стать их вожаком. А вот Маугли приносит в джунгли «красный цветок»...
— Стоп! — командует Роман Богомольный. Он работает в театре с 1968 года и отыграл этот спектакль сотни раз. — У тебя Багира встречает Маугли восхищенно, как будто он большой начальник, — объясняет он актрисе, чьим голосом говорит пантера. — Но она же сама боится огня! В голосе сперва должен быть страх, потом уже — восхищение.
Очень жаль, что те, кто будет смотреть этот спектакль по ту сторону занавеса, не видят того, как совершается волшебство. Полтора десятка человек — актеры, ассистенты, рабочие смены — работают слаженно. Сменяются куклы, неслышно и почти незаметно для глаз трансформируются декорации. А впрочем, пусть уж сказка остается сказкой.
Сцену сражения с тигром Шерханом актеры проходят дважды. Она сложная, в ней используются куклы-дублеры. Да, и у кукол есть дублеры! мит нас со своими партнерами — заслуженной артисткой Александрой Горбуновой и молодыми артистами Софьей Элик и Михаилом Левченко.
Софья могла бы блистать на любой сцене — у нее облик кинодивы. А выбрала работу в кукольном театре.
— Это у меня семейное! — смеется Софья.
— Я эту актрису знаю с детства, — поясняет Роман. — Я с ее папой в этом театре работал. А еще раньше у Образцова работал ее прадедушка. Еще в то время, когда здание театра располагалось на Маяковке. Сейчас на его месте — новый вестибюль станции метро «Маяковская».
Перекур закончен, актерам пора на сцену — штопать «дырочки» в сцене с хижиной. Зрительный зал пока пуст, плюшевые сиденья закрыты тканью от пыли. Но совсем скоро — я знаю — тут яблоку негде будет упасть: на сцене — «Необыкновенный концерт».