Их подвиг сравним с фронтовым: выставку «Чтобы помнили…» представили в Государственном музее Пушкина

В Государственном музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина работает мемориальная выставка «Чтобы помнили…», перенесенная из Исаакиевского собора. Проект, созданный к 60-летию снятия блокады, раскрывает малоизвестные страницы сохранения культурного наследия в годы Великой Отечественной войны.
Возведенный в XIX веке в честь святого Исаакия Далматского собор поражал масштабами: 400-тонные колонны из финского мрамора устанавливали при помощи инновационных для эпохи технологий. После революции храм превратили в антирелигиозный музей, где в 1931 году появился маятник Фуко — символ научного прогресса. Этот экспонат, демонстрирующий вращение Земли, стал одной из главных достопримечательностей Ленинграда.
С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор превратился в гигантское хранилище. Золоченые купола замаскировали серой краской, а в подвалах разместили ящики с экспонатами из пригородных дворцов-музеев — Петергофа, Павловска, Гатчины. Хрупкие статуи, картины и гобелены спасали сотрудницы во главе с хранителем Серафимой Балаевой. Особой страницей стала судьба картины «Галилей перед судом инквизиции». Полотно, снятое с портала и намотанное на вал, пережило бомбежки в сыром подвале. После войны его решили не реставрировать полностью, оставив повреждения как напоминание о войне.
К 1945 году 80 процентов росписей собора были утрачены. После победы в Великой Отечественной войне требовалась срочная восстановительная работа над пострадавшими объектами культуры, сообщили на сайте мэра Москвы.
— Серафима Балаева, Анна Зеленова и Марина Тихомирова были назначены хранителями фондов музеев в Исаакиевском соборе. Они голодные проветривали ковры на заснеженных улицах, вызывая удивление ленинградцев, которые словно в Неаполь попали, — рассказала Алла Никишина, экскурсовод Государственного музея Александра Пушкина.
На выставке в ГМИИ имени Александра Пушкина показывают подлинные кисти, тюбики из-под красок и инструменты реставраторов, которые они использовали в экстремальных условиях. Например, фреску «Неверие Фомы» спасали от обрушения, экстренно укрепляя штукатурку.