Иллюзионисты музыки
Корреспондент «Москвы Центра» оценила звучание терменвокса
Открываю дверь антикафе «Циферблат», что недалеко от «Пушкинской» — да тут яблоку негде упасть! Слушатели не пожалели вечер пятницы на встречу, посвященную необычному музыкальному инструменту — терменвоксу.
Сосед протягивает мне стул и представляется: инженер-конструктор Сергей Мартьянов уже три года увлекается терменвоксами.
— Я радиолюбитель, а это чисто электронная вещь: мне интересно, как она устроена, — объясняет он.
К инструменту выходит правнук его создателя и руководитель Школы терменвокса в России Петр Термен.
— Растение — это звук, вырванный палочкой терменвокса из переполненного воркованием эфира, — цитирует он Мандельштама.
Непонятно, но звучит красиво. Наверное, так же подумали о терменвоксе Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Владимир Ленин и целая плеяда композиторов, которым довелось сыграть «музыку сфер». Суть игры состоит в том, что инструмент оглушительно пищит, а музыкант его приглушает. Как? Легкими движениями рук. И вот тогда укрощенный терменвокс поет — то скрипкой, то виолончелью, то контрабасом, а то и оперным женским вокалом.
Продемонстрировать чудо выходит голландский гость Торвальд Юргенсен.
— Я прогуливался по берегу океана, слушал чаек и придумал вот такой отрывок, — начинает он свой рассказ.
Пасс рукой — и раздается тихий крик чаек. Музыкант шепчет в микрофон, а кажется, что шепчут волны.
Вступает основная мелодия — терменвокс копирует задумчивую виолончель... Когда стихают аплодисменты, приходит время практической части.
Вытягиваю руки, но вместо «воркования эфира» терменвокс капризно говорит мне «мяу-мяу!» — Руки стоят слишком далеко, — поправляет Петр.
С переменным успехом поиграть удается каждому.
Для музыканта Фрэнки — это особенный опыт.
— Я стремлюсь к музыкальной карьере. У меня много единомышленников, Москва — город терменвокса!