Илзе Лиепа: Важно прививать хороший вкус с раннего детства
В Малом Гнездниковском переулке (Тверской район) открылась новое пространство балетной школы продолжательницы знаменитой балетной династии Илзе Лиепа. В интервью «МЦ» артистка рассказала, почему танцы нужны каждой девочке и в чем принципиальная разница между фитнестренировками и занятиями у станка.
Илзе Лиепа старается прививать детям любовь к балету уже многие годы. 12 лет назад вместе со своей подругой Марией Субботовской она выступила автором идеи и организатором Российского фестиваля-конкурса хореографических школ и танцевальных коллективов «Волшебная туфелька» — в поддержку талантливых ребят из глубинки. В 2017-м фестиваль превратился в национальную премию детских и юношеских коллективов «Весна священная» и охватил все регионы страны. А в 2014 году балерина выпустила книгу театральных сказок для детей.
— Илзе Марисовна, со скольких лет можно начать заниматься балетом, чтобыдостичь серьезных результатов?
— Наша с Марией первая школа открылась на Рублево-Успенском шоссе, и все эти 20 лет мы развивались, отрабатывая новые методики занятий с детьми младшего возраста. Сейчас наши школы принимают детей с полутора лет!
— Таких малышей?
— Да. Но надо понимать, они в школе занимаются не балетом, а формированием необходимого танцовщикам мышечного корсета. Серьезная подготовка начинается примерно с 6 лет — в этом возрасте уже можно определить, есть ли у ребенка данные к балету. Тех, кто собирается поступать, мы переводим на специальную программу предпрофессионального образования. Однако большинство наших детей занимается не для того, чтобы связать свою жизнь с профессиональным балетом, а «для себя». Но эти занятия физиологичны, безопасны и, что не менее важно, интересны. С этого года наши ученицы, окончившие курс, получают документ государственного образца.
— Почему вы решили открыть новуюшколу именно в ЦАО?
— Действительно, это самый центр, рядом со школой метро «Тверская» и Министерство культуры. Мы выбрали такое место, чтобы воспитанникам было удобно ездить на занятия из любого района Москвы. Изначально мы ставили себе задачу, чтобы школа была не только местом для физических занятий, но и в то же время местом атмосферным. Нам очень важна воспитательная функция. Важно, чтобы дети погрузились в атмосферу классики, гармонии и хорошего вкуса. Причем в раннем детстве. Поэтому наши занятия, например, проходят под аккомпанемент концертмейстера, что мало кто может себе позволить, а мы эту планку держим . Все наши преподаватели работают по единой программе.
— Как долго обучение длится?
— Обычно дети занимаются до 12–13 лет, кто-то — до 14. А дальше начинается взрослая жизнь, и нередко нашли ученицы начинают заниматься по взрослым программам. Кстати, мы собираем инновационные методики сопровождения балета, в нашу студию нередко приходят звезды Большого театра. Иногда взрослые люди приходят к нам, чтобы восстановиться после травм, кто-то — чтобы поддержать себя в форме.
— Все это здорово, но ведьформировать или поддерживать своюспортивнуюформу можно и в фитнес-центре. К тому же в Москве есть масса детских спортивных секций. Зачем же вести ребенка «на балет»?
— Я за то, чтобы у ребенка было правильное увлечение в жизни, это может быть и спорт. Но я уверена, что каждая девочка должна заниматься балетом. Это единственная система занятий, которая существует по строгим законам. Все, что делается в балете, делается по единой линии, которая должна быть физиологически точна. Рука, голова и даже каждый палец имеют в балете свою точную траекторию движения. Но отличие балета в том, что все движения необходимо одухотворить.
— И как же это сделать?
— Мы прививаем нашим ученикам любовь к классической музыке. Также практикуем культурные походы в Большой театр с интересным рассказом об истории балета, о его людях. А еще мы готовим итоговые спектакли, которые уже не первый год проходят на сцене концертного зала в парке «Зарядье». Недавно, 4 июня, показали балет «Чиполлино» — оригинальную постановку, он имел большой успех. Работает серьезная творческая группа, и школьный спектакль превращается в настоящий театральный проект. Вот и получается, что дети погружаются в саму атмосферу балета, что развивает ребенка не только физически, но и духовно. Еще один патриотический проект, «Кадетский бал», проходит в красивейшем особняке — Доме Пашкова. В нем принимает участие Первый московский кадетский корпус. Мы возрождаем традицию церемониальных российских балов.
— Наверняка ребятам это очень нравится. Но все же, что дает балет в практическом плане?
— Помимо стройности и осанки, это воспитание хорошего вкуса. Причем во всем — в зрелищах, в отношениях. Наши дети абсолютно отличаются от детей улицы. Они гладко причесаны, воспитаны. Когда девочка в стенах школы встречается с любым взрослым человеком, она делает книксен. Ее волосы собраны в пучок, она одета по форме. Она привыкла слушать классическую музыку, заниматься под нее, у нее своя особая сфера интересов, которые наверняка останутся с девочкой навсегда.
— Вы говорите о том, что занятия балетом погружают ребенка в особуюатмосферу. А где в Москве высами ощущаете особую атмосферу?
— Я родилась и живу в Брюсовом переулке. Мне нравятся храм Воскресения Словущего, храм Малого Вознесения, Бульварное кольцо, Патриаршие пруды — это места, которые становятся все лучше. Здесь приятно гулять и чувствовать радость от того, что живешь в Москве.
СПРАВКА
Илзе Лиепа — советская и российская балерина, актриса, народная артистка РФ, народная артистка Карелии, лауреат Государственной премии РФ и национальной театральной премии «Золотая маска». Родилась в семье народного артиста СССР Мариса Лиепы и актрисы кино и Московского драмтеатра им. А. С. Пушкина Маргариты Жигуновой. В пятилетнем возрасте начала выходить на сцену, играла в спектакле «Мадам Баттерфляй». Была первой, кто решился исполнять главную партию «Кармен-сюиты», когда ушла Майя Плисецкая.