Ирина Антонова: Я долго считала, что неправильно выбрала профессию
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова рассказала о встречах со знаменитыми художниками и писателями, детстве на Покровском бульваре и секрете долголетия.
Ирина Александровна не скрывает, что положительно относится к национализации частных коллекций после Октябрьской революции, ведь отчасти благодаря этому у нас появились лучшие в мире музеи.
- То же самое произошло во времена Великой Французской революции — Лувр был национализирован. Я считаю, что человечество имеет право на революции: они меняют мир, и это невозможно не признавать.
- Каким образом России удалось собрать столько сокровищ?
- Все началось с Петра I. Он привез в нашу страну произведения голландских живописцев. На основе коллекции Екатерины Великой был создан Эрмитаж. А потом появились богатые коллекционеры Юсуповы, Голицыны. На рубеже XIX–XX веков искусство в авангардных проявлениях — Пикассо, Матисса, Ван Гога, Сезанна — собирали Сергей Щукин и Иван Морозов.
- Расскажите о начале своей работы в музее…
- Если честно, долгое время я считала, что неправильно выбрала профессию. Я очень люблю видеть результат, а в музее до результата дойти трудно. В молодости я была очень спортивная и не отличалась усидчивостью. Я пришла в музей в 1945 году.Тогда сюда начали возвращаться экспонаты после эвакуации. Признаться, думала, что ненадолго. Холодно, неуютно, пусто... И тут стали приходить Дрезденовские ценности: Рафаэль, Боттиччели, Ватто, Веласкес. Началась такая интересная жизнь!
- Какую задачу ставил Иван Цветаев, создавая музей?
- Когда я начинала работать, отношение к Ивану Владимировичу со стороны коллег-ученых было довольно сдержанным. По их мнению, надо было наполнять музей подлинниками. Но где было их взять? Государство не финансировало. Иван Владимирович ходил по людям и вымаливал деньги на создание музея. Позже я поняла, что Цветаев был прав в своем начинании: он был одержим просветительским началом и говорил, что делает музей для студентов Московского университета, профессором которого был. Студенты не могут ездить по миру, а в музее есть великие образцы, которые они могли изучать.
- Были ли вы знакомы с его дочерью — Мариной Цветаевой?
- Нет. Хотя я ведь жила в одном доме с ней — на Покровском бульваре, 14/5. Это ее последний адрес в Москве до отъезда в Елабугу. Марина Цветаева снимала комнату в этом доме. Я жила в пятом подъезде, а она — в четвертом. Возможно, я встречалась и с ее сыном Муром… Но тогда я была 16-летней девушкой, совсем другие увлечения, устремления, интересы…
- 20 мая после реконструкции открылся Музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. Вы уже побывали там?
- Я присутствовала на открытии. Низкий поклон мэрии Москвы и мэру Сергею Собянину за то, что музей был приведен в порядок и возрожден буквально за несколько месяцев. Я провела там очень много времени — так все понравилось, не хотела уходить.
- Вам доводилось встречаться и с Марком Шагалом?
- Да, на обеде в Лувре. Директор Лувра пригласил только меня и Шагала. Потом, а 1973 году, он приехал в Москву, приходил в наш музей. Я показывала ему в своем кабинете рисунки Матисса, которого Шагал очень любил. У нас была договоренность о выставке картин Шагала, которая состоялась в начале 1987 года. Это была первая выставка Шагала в России.
- Ирина Александровна, вам 95, а вы в блестящей форме. В чем секрет вашего долголетия?
- Наследственность. Моя мама прожила больше 100 лет. Я думаю, что главное для человека — сохранить полноту интересов с молодых лет. У меня еще есть несколько задач. Одна из них — вернуть ликвидированный постановлением Сталина в 1948 году Музей Нового Западного искусства. И главное — завершить создание музейного городка. Даже если я не доживу до его открытия, я точно знаю, что оно состоится.
СПРАВКА
Ирина Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве. Отец — судовой электрик, активный участник Октябрьской революции, а после — глава Института экспериментального стекла. Ирина Александровна получила классическое гуманитарное образование, окончив МГУ имени М. В. Ломоносова. В годы войны работала в госпитале на Красной Пресне. 52 года — с 1961-го по 2013-й — была директором ГМИИ имени А. С. Пушкина, после чего стала его президентом. Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.