Опрос

19 июля 1485 года была заложена одна из старейших башен Кремля — Тайницкая. Знаете ли Вы, кому из мастеров было доверено строительство?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Ироничное баловство театра

Сцена сна из спектакля «Хотим сыграть Мольера» режиссера Александра Ширвиндта. Актер Федор Добронравов (в центре) в роли господина Журдена, мещанина. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Сцена сна из спектакля «Хотим сыграть Мольера» режиссера Александра Ширвиндта. Актер Федор Добронравов (в центре) в роли господина Журдена, мещанина. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Сцена сна из спектакля «Хотим сыграть Мольера» режиссера Александра Ширвиндта. Актер Федор Добронравов (в центре) в роли господина Журдена, мещанина. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Сцена сна из спектакля «Хотим сыграть Мольера» режиссера Александра Ширвиндта. Актер Федор Добронравов (в центре) в роли господина Журдена, мещанина. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Столичный Театр сатиры отмечает свое 95-летие премьерой режиссера Александра Ширвиндта «Хотим сыграть Мольера».

Пока достать билеты на спектакль, который создатели окрестили как «ироничное баловство», практически невозможно. Вспоминается, как советские газеты когда-то писали: «Театр сатиры выпустил собственную валюту — билеты на Миронова».

Сегодня ситуация повторяется: в главной роли господина Журдена занят блистательный Федор Добронравов, популярность которого поистине сногсшибательна. За 95 лет в Театре сатиры было поставлено несколько сотен спектаклей, и многие из них вошли в золотой фонд театрального искусства. Так получилось, что здесь вообще не было ни одного малоизвестного актера: Ширвиндт, Папанов, Державин, Васильева, Аросева.

Худрук Валентин Плучек прицельно «коллекционировал звезд», которые говорили со зрителем на новом театральном языке — остром и ярком. «Женитьба Фигаро» гремела на всю страну 18 лет, раскрасив, как писали критики, «серую бетонную советскую жизнь».

Высмеять обывателя, нэпмана, служащего — цель, с которой создавался театр в 1924 году.

И зритель легко угадывал характер какого-нибудь секретаря обкома, например в Городничем из «Ревизора». Но такие изобличения нередко стягивали в корсет цензуры. «Доходное место», «Недоросль», «Дамоклов меч» запрещали с формулировкой «антисоветчина и режиссерская деградация». В 70-х сатира в Москве становилась дефицитом.

— За каждым словом следили, — рассказывает режиссер и артист Юрий Васильев. — Например, в «Беге» Булгакова фразу: «Тараканы находятся под неусыпным и неустанным наблюдением профессора этимологии бывшего Казанского университета» «Казанский» нельзя было говорить, там учился Ленин.

И я думал: неужели при слове «Казанский» возникнет ассоциация, что там учился Ленин! Но театр жил. Жил он и в годы войны, когда сатировцы выезжали со спектаклями к солдатам. А после Победы они одними из первых отправились с гастролями в Западную Германию. И в наши дни Театр сатиры остался одним из самых посещаемых в стране.

Новости партнеров