Опрос

1 декабря отметят Всемирный день катания на коньках. А Вы знаете, какой из фактов о катках в центре Москвы неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Исаак Калина: Учителями становятся только лучшие

Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина рассказал, что учителя, которые впервые устраиваются работать в столичные школы, проходят независимую диагностику. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина рассказал, что учителя, которые впервые устраиваются работать в столичные школы, проходят независимую диагностику. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина рассказал, что учителя, которые впервые устраиваются работать в столичные школы, проходят независимую диагностику. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина рассказал, что учителя, которые впервые устраиваются работать в столичные школы, проходят независимую диагностику. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Как формируется зарплата учителей и какие вызовы времени стоят перед современной школой, в интервью «МЦ» рассказал министр правительства Москвы, глава Департамента образования Исаак Калина.

— Мэр Москвы Сергей Собянин поручил учительскому сообществу столицы подготовить стратегию развития городского образования до 2025 года. Как руководитель Департамента образования как вы оцениваете поручение мэра? И что делается, чтобы воплотить в жизнь это поручение?

— Я как руководитель департамента с огромным удовлетворением оцениваю ту огромнейшую степень доверия директорскому и учительскому корпусу столицы, которую выказал мэр. Мне кажется, это лучшая оценка системы. Это дорогого стоит. И это редчайший случай, когда руководитель субъекта федерации заказывает разработку такого важного документа не где-то на стороне, а доверяет нашим специалистам. Я не знаю подобных примеров, хотя давно работаю в системе.

Относительно воплощения в жизнь. Я считаю, что сейчас трудно и, главное, преждевременно оценивать уже озвученные на встрече с Сергеем Собяниным первые предложения. Группа разработчиков не претендует на то, что это — окончательные тезисы Стратегии. И позиционировались эти предложения как подходы к разработке концепции Стратегии.

Это лишь первый шаг. Инициативная группа уже вышла на встречу со всеми директорами столичных школ. Представила свои идеи, по ряду вопросов провела электронные голосования. Сейчас директора обсуждают Стратегию в своих коллективах. Я уверен, что привлекут к обсуждению и управляющие советы школ. Мы формируем и пул экспертов московского образования, не работающих в системе, но являющихся известными специалистами в области образования. Группа призвана профессионально критиковать и анализировать разработку, которую ведет директорский корпус при участии учительства.

Я надеюсь, вы не собираетесь меня спрашивать, нравятся ли мне предложения коллег-директоров или не нравятся. Я сразу  скажу: мне нравится, что предложения такие, что их захотели обсуждать. Сейчас у учителей хорошая зарплата. И средняя зарплата учителей составляет около 80 тысяч рублей… Уже чуть больше — в этом году средняя зарплата составляет 86 тысяч рублей. Хотя, мне кажется, для учителей никакая зарплата не будет слишком большой.

— Говорят, что уровень зарплаты зависит от результатов труда. Как же соотносятся в Москве эти показатели?

— Наверное, в том преимущество нашего департамента, что мы не вмешиваемся в формулы зарплаты школ до тех пор, пока коллектив не начинает выражать недовольство тем, как начисляется зарплата. Мы не зафиксировали случаев недовольства до сих пор. Мы убедили директоров школ, что дифференциация зарплат может и должна быть, и против этого мы как департамент не возражаем. Но за последние годы мы значительно сократили дифференциацию, довели ее до разумных пределов. То есть такого, что один учитель получает в пять раз больше другого, в Москве давно нет. Хотя, конечно, учителя, которые вносят наибольший вклад в результаты своей школы, получают больше. Сегодня меньше 64 тысяч рублей практически ни один учитель Москвы не получает. Эту нижнюю границу зарплаты установили в 2017 году. В этом году мы уже договорились с директорами школ, что нижняя граница пройдет на уровне 68 тысяч рублей — это учительская зарплата в месяц. Таким образом, отклонение от средней зарплаты по сфере составляет плюс-минус 35 процентов. Даже двукратной разницы уже нет. Децильный коэффициент среди учителей не превышает показатель 1,5–1,6.

Дифференциация есть по результатам, но так как низких результатов у московских школ стало намного меньше, чем было раньше, то, соответственно, и учителей с низкой зарплатой стало намного меньше.

Из этого можно сделать вывод, что дифференциация зарплаты снизилась не за счет того, что хорошим учителям, не дай бог, стали меньше платить, а за счет того, что все меньше становится нерезультативных учителей. Поэтому и повышается нижняя граница зарплаты учителя.

— Появился конкурс на место учителя? Приезжают учителя из соседних регионов?

— У нас уже года три-четыре есть конкурс на место учителя по многим предметам. Относительно иногородних... Мы ввели правило: те учителя, которые впервые пытаются устроиться работать в московскую школу, проходят у нас независимую диагностику в Московском центре качества образования на знание того предмета, который собираются преподавать. Учителя младших классов проходят метапредметную диагностику, остальные сдают ЕГЭ.

В прошлом году мы получили довольно большое количество жалоб от пытавшихся устроиться в московские школы. В основном жаловались на то, что они не смогли пройти диагностику — слишком сложная. Моя позиция такова: пусть лучше жалуются не прошедшие диагностику учителя, чем потом будут жаловаться московские семьи на полуграмотных учителей.

Да. Я не скрываю. У нас есть барьер. Но те, кто его преодолевает, могут стать московскими учителями. И да — для этого надо поработать. Сейчас у нас примерно 10 –12 процентов иногородних учителей.

— Если в целом говорить о московском образовании, вы как руководитель департамента, руководитель направления какие цели ставите перед собой лично на 2018 год?

— Хотите рассмешить Бога — расскажите ему о своих планах. Чтобы все измеряемые результаты московских школьников продолжали улучшаться, а зарплата московских учителей продолжала повышаться. Вот мой ответ.

Новости партнеров