Исцеляющий сундучок со сказками, или При чем тут Нафаня
Школьники из ЦАО делают аудиозаписи с историями, которые помогают взрослым и детям взглянуть на мир по-новому. Эти записи, или «подкасты» — такой модный термин используется для характеристики такого жанра, — получили название «Сказки для жизни». Авторами сказок являются психологи и сказкотерапевты.
Считается, что рассказывание сказок — классический инструмент для бабушек, пытающихся укротить непоседливых внуков. Умные взрослые, дескать, сказок не слушают и в них не верят. Этот стереотип легко разрушили старшеклассники Мерсияновы — Платон и Маргарита. Ребята сами читают сказки, причем не только для детей, но и для взрослых. А для того, чтобы их сказки были доступны для всех, молодые люди записывают их в формате подкаста и выкладывают на всех популярных музыкальных платформах.
Помочь тем, кому тяжело
Попробовать записать сказку Платону предложила волонтер одного из благотворительных фондов. Ее подопечные лежали в больнице и нуждались в духоподъемных историях. Особенно важно было услышать их не от взрослых, а от ровесников. И мысль о том, что кто-то нуждается в их помощи и они, сами еще дети, могут кому-то помочь, окрылила брата и сестру. Маргарита предложила делать брату подкаст с воодушевляющими сказками для всех, кому тяжело.
— Мы думали о детях и взрослых, которые находятся в больницах, — рассказывает Маргарита. — Мы надеялись, что это поможет им справиться с одиночеством, отчаянием и просто почувствовать дух волшебства для того, чтобы взглянуть на многие вещи по-другому. Но в процессе работы поняли, что знакомство с такими произведениями полезно всем. Например, в одном из первых выпусков у нас вышла «Простая и невероятная история о дельталетике» автора Ирины Шубиной. Это история о том, как умение и желание быть полезным делают сильнее всех — и людей, и маленькие летательные аппараты.
Впрочем, придумать что-то — это в лучшем случае полдела. Записывая свой первый подкаст, ребята не ожидали, что работа над ним займет такое количество времени.
— Нужно подобрать материал, проработать его, записать на студии, смонтировать и наложить эффекты на готовую запись, — говорит Платон. — Вначале казалось, что постоянно мы этим заниматься не сможем, потому что время будет трудно найти. Но теперь втянулись, и эти временные затраты воспринимаются как что-то само собой разумеющееся.
Постоянство — залог успеха
Истории для своих подкастов Мерсияновы берут на портале Ассоциации сказкотерапевтов Все они — с вдохновляющем посылом, который, как считают психологи, поддерживает людей в трудной ситуации. Новые выпуски выходят два раза в неделю — по средам и субботам. На сегодняшний момент подкаст насчитывает уже 35 сказок.
Проект Мерсияновых быстро приобрел популярность: о сказках заговорили в соцсетях и СМИ, подростки с завидной регулярностью дают интервью, а их друзья охотно слушают новые выпуски и оставляют ободряющие комментарии на странице проекта в соцсетях.
Но звездной болезнью ребята не заболели. У них на нее просто времени нет. Маргарита учится в лицее Высшей школы экономики и мечтает стать социологом. Учеба отнимает столько сил, что ради нее девочке пришлось бросить фигурное катание. Им она десять лет занималась в школе Олимпийского резерва. А ее брат изучает точные науки в математическом классе средней школы и серьезно увлекается вокалом. Так, он является солистом театра-студии «Непоседы» и даже принимал участие в восьмом сезоне шоу «Голос. Дети».
До пандемии ребята часто путешествовали. Вместе с родителями они побывали в огромном количестве стран. А когда коронавирус воздвиг дополнительные границы между государствами, старшеклассники обнаружили, что увлекательным путешествие может быть и в пределах родной страны. Платон с восторгом рассказывает о том, как побывал в «Артеке» и проехал всю страну — от Москвы до Владивостока — на поезде. Ребята уверены, что все эти впечатления дают энергию для разных хороших дел, одним из которых и являются их «Сказки для жизни».
Колобок и астрономия
Почему в современном обществе стало недостаточно бесед с обычным психологом или психотерапевтом, а потребовалось новое направление — сказкотерапевты? Кто идет за помощью к таким специалистам и в чем их сила?
— Маленькие дети не всегда могут понять прямой язык. Для того, чтобы объяснять малышам какие-то понятные явления, была придумана сказка, — рассказывает сказкотерапевт, волонтер благотворительного фонда Ирина Шубина. — К примеру, изначально сказка «Колобок» — это вовсе не история о непослушании. Это рассказ о том, каким образом на небосводе появляется Луна, а затем постепенно исчезает. В изначальном варианте сказки Колобок был откушен каждым из тех, кто встречался ему на пути. Лиса всего лишь доедала его.
Сказкотерапия в наши дни работает как направление практической психологии. На понятном примере сказкотерапевт разбирает то, что происходит с ребенком и с чем он не может справиться. Бывает, что сказка пишется под конкретного ребенка и его сложную ситуацию.
— У меня таких сказок много, — говорит Ирина Шубина. — К примеру, у ребенка болели ушки. Доктор сказал: осторожнее обращаться с водой, потому что она может спровоцировать новую болезнь. И малыш начал бояться воды. И что бы вы ни говорили ребенку прямым текстом: теперь это безопасно, ведь он выздоровел — малыш не послушает. А косвенная история не о нем напрямую, а о зайчике, который точно так же болел и боялся воды, а потом с этим справился — это и есть необходимый терапевтический прием, который будет иметь желаемый эффект.
Инфоцыганство или лечение? Что же такое — эта самая «сказкотерапия»? Само название отсылает скорее ко всевозможным коучам, «учителям жизни» и прочим инфоцыганам, которые в последнее время стали весьма популярны среди тех, кто ищет чуда и легких путей достижения цели. Кстати, совсем недавно в Госдуме начали обсуждать возможность регулирования расплодившихся инфоцыган. Для борьбы с мошенничеством предложено даже создать реестр коучей и бизнестренеров и обязать их получать сертификаты, а также гарантировать возврат денег, если платная услуга не была оказана. Но что же за новое явление — сказкотерапевты? Стоит ли на них рассчитывать или это всего лишь очередной термин для тех, кто хочет облапошить доверчивых граждан? — Сказкотерапия — это прекрасный ресурсный и бережный метод в работе с детьми, подростками и семьями, которые в том числе нуждаются в кризисном сопровождении или в психиатрическом лечении, — уверяет представитель городского Департамента здравоохранения Анастасия Ильина, клинический и семейный психолог, арттерапевт, ведущий специалист Клиники кризисной помощи Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой. — Сказки помогают найти силы и выход из трудной ситуации, посмотреть на происходящее под другим углом, выразить внутренний мир и найти нужные ответы, понять и скорректировать «симптом», который беспокоит.
По словам Анастасии Ильиной, в том, что дети из Центрального округа создали проект «Сказки для жизни», нет ничего необычного, и в этом деле нет необходимости в каком-то специальном образовании или подготовке.
— Для работы со сказками, как правило, не нужно чего-то особенного, это может делать человек и без специальной подготовки, — объясняет Анастасия Ильина. — Сказками сложно навредить. Соприкосновение людей с творчеством всегда оказывает терапевтический эффект для души человека любого возраста.
При этом, как уверяет эксперт, стоит различать и немного поразному называть процесс использования сказки разными специалистами. Так, например, в руках педагога работа с историями будет относиться к артпедагогике, а в руках психолога — к арт- психотерапии.
— Сказкотерапия в клинике чаще всего вплетена в работу разных специалистов: арттерапевта, игрового терапевта, психолога-корректора, семейного психолога, педагога и других, — рассказывает Анастасия Ильина. — И проходит она в самых различных вариантах — от прочтения тематических сказок на групповом занятии (например, о страхах, болезни и выздоровлении, семейных кризисах, ревности в семье), обсуждения волшебных историй, создания творческих иллюстраций до написания авторской сказки ребенком и/или всей семьей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сказкотерапия дает хорошие возможности для психокоррекционного воздействия на личность ребенка. Причем в отличие от других форм воздействия сказкотерапия не дает жестких рекомендаций, она помогает маленькому пациенту сконцентрироваться на некой проблеме и показать пути ее решения. Терапевтические сказки адресованы правому полушарию головного мозга, ответственному за образность мышления, эмоциональность и интуицию. А поскольку при обучении большая нагрузка приходится на левое полушарие, отвечающее за логическое мышление, то психосказки ценны тем, чтодают возможность гармоничного психического развития личности. Кроме того, сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в истории с лучшим проявление мсебя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, обретает способность чувствовать радость в каждом моменте жизни.
Это не просто литература
Екатерина Мосина (на фото) — сказкотерапевт и практикующий психолог, сертифицированный специалист в области медицинской психологии и психотерапии. Она — автор сказок для детей и взрослых, которые могут помочь в самых различных ситуациях. Примеры некоторых из них:
■«Дело не в точках!»
Это сказка о том, что у детей нет недостатков, потому что любой недостаток можно превратить в достоинство. Божья коровка Манечка переживает, что у нее на спинке нет точек, как у других божьих коровок, но череда событий и помощь мамы приведут ее к тому, что отличаться от других значит быть особенным, а не «неправильным».
■«Калейдоскоп»
Морская свинка Дуся влюбилась в игрушку своего друга и захотела забрать ее. Сказка о том, как правильно подобранные слова родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на чувства окружающих.
■«День рождения старшего брата»
Это сказка о том, что чувствует ребенок, когда в семье появляется малыш, и о том, что могут сказать родители, чтобы день рождения братика или сестренки стал не поводом для ревности, а общим праздником.
■«Непоседа, или Сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи»
Сказка о том, что даже если мама сердится и ругает в эмоциональном порыве своего ребенка, она продолжает любить его, а сердится она не на него самого, а на его негативные поступки. И правда, Облакуша знает, что обычно мама поддерживает ее и одобряет ее поступки, поэтому внезапное мамино недовольство удивляет и заставляет задуматься о том, чем оно вызвано.
■«Морская история»
Маленькая жемчужина Женя не хочет пугать маму, которая боится, что девочку обидят другие морские обитатели, а морской конек Яша переживает, что может не оправдать ожиданий родителей. Это история о том, как сами дети помогают друг другу стать смелее и увидеть прекрасный большой мир.
НА ЗАМЕТКУ
Слово «сказка» в письменных источниках встретилось не ранее XVII века. От слова «казать». Современное значение сказка приобрела в XVII–XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». В России первым собирателем русских народных сказок стал этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году.