Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Искусство глазки строить

Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»
Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»
Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»
Артист, педагог и худрук театра «МирЛиц» Максим Дорофеев и корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева на Арбате тренируют мимику. Фото: Анна Малакдадзе, «Вечерняя Москва»

В столице стартует новый театральный сезон. Чтобы расширить границы возможного, обогатить свою эмоциональную палитру и поразить искушенного зрителя, труппы обращаются к пантомиме — основе всего актерского искусства. О том, как развить мимику и научиться «читать» эмоции, «МЦ» рассказал артист, педагог и художественный руководитель театра «МирЛиц» Максим Дорофеев.

Пантомима — искусство точное, как наука. Ми-мика же  — это действие артиста на сцене: каждый жест и каждое движение должны быть отточены ювелирно.

— Артисты порой не понимают, чего от них хочет режиссер, а потому попадают в тупик. Тогда они и обращаются ко мне за помощью, — говорит Максим.

Особое внимание актеры пантомимы уделяют настройке глаз.

— Еще в 2002 году в одном журнале я прочитал заметку о Николасе Кейдже. Там же был коллаж из фотографий его глаз в кино.

Казалось бы, один и тот же человек, но на всех примерах у него абсолютно разный взгляд, вы-  ражение и мимика! — вспоминает актер. — Я выяснил, что существует техника глаз, которая  преподается только в голливудской школе. Учат актеров театра и кино, но программы разные.

В кино всегда мимика работает со знаком минус, а в театре, наоборот, — нужен гротеск.

В основе изучения пантомимы лежит геометрия. Максим показывает, как это работает — обучает меня видам реакции на заданный вопрос. Сажусь перед зеркалом и мысленно разделяю лицо вертикальной, горизонтальной и диагональной линиями. Параллельно Максим объясняет значение «стрельбы глазами». Взгляд, устремленный наверх, говорит о том, что ваш собеседник что-то знает или вспоминает. А если смотрит по диагонали — будьте уверены: выдумывает.

— Есть теория, что взгляд, устремленный налево, означает, что врать вам не будут, — делится актер. — А правая сторона — это тотальная ложь.

Пробую изобразить, будто скрываю ложь. Вместе с глазами «играют» и брови.

— Брови — наши главные предатели. Ваше настроение они выдадут мгновенно, — продолжает Максим. — Малейшее движение — и опытному актеру пантомимы сразу станет ясен ход ваших мыслей.

Максим легко двигает бровями, создавая волну. Пытаюсь повторить — получается, но не очень.

— В лице находится 117 мышц. Надо стараться задействовать их все, — советует актер.

Пытаюсь сменить эмоцию с удивления на злость и, опустив брови, начинаю хмуриться. Автоматически у меня двигается нос — я пытаюсь зачем-то его выпрямить, сводя брови вместе.

— Это нормально, значит, мышцы привыкли работать вместе, — поясняет Максим.

Худрук демонстрирует удивление, набирая в легкие воздух.

— Тело умнее нашего мозга. В удивлении оно чует опасность и требует вдохнуть поглубже.

Радость и осознание происходят на выдохе, потому что тело чувствует себя в безопасности.

— На этой основе строится использование гласных букв «А», «О», «У», «Ы», «И», «Е», — говорит Максим. — Каждая буква — это определенное действие и характер. Ими мы можем передать любое состояние.

Разобравшись в теории, решаю потренироваться. Суть проста: нужно медленно довести до апогея одну эмоцию, а потом перевести ее в другую. Пробую сменить радость на испуг, но в отражении — лишь скупое проявление эмоций. Не быть мне актрисой!

— Чтобы натренировать лицо, достаточно пройтись по гротеску, — успокаивает Максим. — Нужно пробовать и менять эмоции, и мышцы лица медленно, но верно будут развиваться. При регулярных тренировках даже самую «холодную» мимику можно привести в тонус.

Новости партнеров