История «Кабалы святош»: выставку «Театральный человек» открыли в музее Булгакова

Вход на выставку «Театральный человек». Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»
Вход на выставку «Театральный человек». Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»

В трехкомнатной квартире, расположенной на первом этаже дома 35А Большой Пироговской улицы, Михаил Булгаков жил с августа 1927 года до февраля 1934 года. Именно там он написал свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», произведения «Бег» и «Кабала святош». Сегодня на этом месте работает Государственный музей имени Михаила Булгакова, где 3 декабря открылась выставка «Театральный человек», посвященная непростой истории произведения «Кабала святош» и его театрализации.

Экспозицию приурочили к 400-летию со дня рождения французского драматурга Жана-Батиста Поклена, творившего под псевдонимом Мольер. Именно он стал для Михаила Булгакова символом диалога между искусством и властью.

Первая часть выставки посвящена прижизненному творчеству и связана со сложным процессом работы Михаила Булгакова в 1920–1930 годы над пьесой «Кабала святош», которая долгое время была под запретом. А вторая часть экспозиции — «Театральный человек» — демонстрирует различные сценические интерпретации произведения. Выставка насыщена подлинными документами, фотографиями и эскизами, воспоминаниями и дневниковыми записями, личными вещами Михаила Афанасьевича и архивными материалами. Перед зрителем максимально полно раскрывается история «мольеровского» сюжета в творчестве Михаила Булгакова. Но обо всем по порядку...

Подлинные документы и рукопись произведения Михаила Булгакова. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»
Подлинные документы и рукопись произведения Михаила Булгакова. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»

При входе на экспозицию гостей встретит небольшая импровизированная сцена, где разворачивается драматичный сценарий — постановка одного из главных спектаклей Булгакова в 1936 году в Московском художественном театре имени Антона Чехова. Театрализованное представление по сюжету пьесы «Кабала святош» почти моментально сняли с репертуара, долгое время оно сопровождалось волной критики.

В изучении детального процесса подготовки спектакля зрителям помогут несколько уникальных отделений выставки: сценографический, музыкальный, швейный.

Уже в первом зале гости станут участниками театрального закулисья. Архивные материалы расскажут о периоде творчества русского писателя с 1929 по 1936 годы, когда продолжалась Булгаковская «Мольериана».

Булгаковская «Мольериана» — период творчества, в который автор увлекался личностью драматурга Жана Батиста Поклена.

В это время Булгаков написал не только пьесу «Кабала святош», но и «Полоумный Журден», роман «Жизнь господина де Мольера», а также перевел пьесу «Скупой». Образ французского театрального деятеля стал для писателя символом вечного диалога между искусством и властью, современниками и представителями других, более ранних, эпох. Самый ценный экспонат в этой части выставки — первая рукопись Булгакова с его правками. Также на витринах и стенах музея гости могут познакомиться с воспоминаниями сторонних и близких лиц автора. Например, с рукописью третьей жены писателя Елены Сергеевны.

«Работу над Мольером я, к великому моему счастью, наконец закончил и пятого числа сдал рукопись. Изнурила она меня чрезвычайно и выпила из меня все соки. Уже не помню, который год я, считая с начала работы еще над пьесой, живу в призрачном и сказочном Париже XVII века» — писал Михаил Булгаков своему брату Николаю в марте 1933 года.

В период, когда Булгаков начал писать «Кабалу святош», в свет вышли его пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных», которые увидели театральные зрители, однако вскоре их сняли из репертуаров театров. Драму о Мольере во МХАТе также не приняли.

Писатель настолько был увлечен французской драматургией, что даже имел среди личных вещей русско-французский словарь, которым пользовался для написания своих работ при переводе книг в Российской государственной библиотеке. Данный экспонат можно рассмотреть на выставке.

«Пошивочный цех». Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»
«Пошивочный цех». Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»

Михаил Булгаков не оставил идею о показе уникальной драматической пьесы народу. Из-за снятия театрального представления во МХАТе русский классик написал письмо Правительству Союза Советских Социалистических Республик. После в стенах его квартиры раздался звонок, который навсегда изменил ситуацию.

— Телефонный звонок Иосифа Сталина прозвучал 18 апреля 1930 года. Между ним и Булгаковым состоялся разговор, после чего Булгаков был принят на работу в Художественный театр на должность режиссера-ассистента, — рассказал научный сотрудник музея Михаила Булгакова, куратор выставки «Театральный человек» Иван Назаров.

Подготовке дебютирующего показа «Кабала святош» посвящен целый раздел выставки — «Пошивочный цех». Здесь представили старинный манекен и швейную машинку, уникальные эскизы костюмов, к материалам которых можно прикасаться. Все наряды продумывали с учетом удушающей атмосферы придворной жизни короля Людовика XIV, чтобы показать трагедию драматурга Мольера. На экспозиции представлены эскизы, подлинники, цветовые копии из музея МХАТа, связанные с подготовкой спектакля.

— Художником спектакля стал Петр Уильямс, в тот момент он был другом Булгакова. Они познакомились в начале 30-х годов, когда Уильямс создавал эскизы костюмов и декораций для спектакля «Пиквикский клуб», в котором Михаил Булгаков был председателем суда, — рассказал Иван Назаров.

Следующий отдел выставки — «Музыкальная часть» — покажет, что музыкальное сопровождение сыграло одну из важнейших ролей в истории постановки пьесы. В экспозиционном зале четко передана атмосфера эпохи ХХ века посредством звучания оригинальной партитуры русского и советского композитора Рейнгольда Глиэра. Слева от фотографии Глиэра расположен договор о работе творца с театром.

Премьера спектакля «Кабала святош» состоялась, но тут же в печати стали выходить разгромные рецензии: «Фальшивая, неугодная пьеса», «Поучительная неудача». Лавину критики можно прочесть и прослушать в специально огороженном пространстве выставки.

Музыкальный отдел: дирижерская палочка Глиэра и другие документы. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»
Музыкальный отдел: дирижерская палочка Глиэра и другие документы. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»

Просуществовал спектакль на сцене совсем недолго. После семи показов постановку запретили. Жизнь произведения возродилась уже после смерти создателя. «Кабала святош» стало одним из самых популярных произведений, написанных в 20-е годы. За его постановку брались многие театры.

— С такими «литературными глыбами» как Булгаков не работает так, что после смерти писателя о нем и его творчестве все забывают. Путем стараний третьей жены драматурга Елены Сергеевны и ее единомышленников автор возвращается к своему читателю и зрителю в 1960-х годах, — отметил Иван Назаров.

На протяжении всей выставки посетителей встречают и провожают знаменитые «Мольеры» 60-х, 70-х, 80-х годов прошлого века. Роль французского драматурга на сцене в разное время исполняли Олег Ефремов, Игорь Кваша, Сергей Юрский, Виктор Авилов, Александр Пелевин. Исторический блок продолжают костюмы и уникальные фотографии из спектаклей ведущих театров страны: Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова, Московского государственного театра «Ленкома Марка Захарова», Московского театра «Современник» и Театра на Юго-Западе.

В последнем выставочном зале, под стеклом большой витрины, гости музея могут увидеть материалы самиздата, официальные публикации и даже пригласительный билет на литературный вечер в честь Булгакова, где, помимо вступительных слов и речей о его биографии, будут читаться и отрывки произведений писателя. Массовая аудитория наконец приняла и полюбила сложные и многогранные работы автора.

Вырезка из газеты 1936 года, анонс премьерного спектакля. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»
Вырезка из газеты 1936 года, анонс премьерного спектакля. Фото: Валерия Крючкова, «Вечерняя Москва»

Поистине волнующая история, которая отражена в музее до малейших деталей, вызывает большой интерес, сочувствие и удивление. Сегодня о сложной судьбе произведения знают немногие, однако, это позволяет совсем иначе взглянуть на жизнь великого литературного классика и его работы. Вечная классика, которую знают и изучают как в России, так и заграницей, раскрывается в ходе путешествия по экспозиции, позволяет стать ближе к автору и открыть для себя новые аспекты его биографии и творческой деятельности.

Посетить выставку, погрузиться в атмосферу, и почувствовать себя участником событий далеких времен можно до 26 февраля 2023 года.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• По подсчетам самого писателя, за десять лет в различных газетах и журналах вышло 298 разгромных рецензий на его произведения и только три положительных. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.

• Жизнь Булгакова тесно связана с театром. Писатель бережно хранил билеты со всех посещаемых мероприятий. У него собралась изрядная коллекция из театров и концертов.

• Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов.

Новости партнеров