Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

История моды за чашкой чая

2 декабря 2022 года. Куратор выставки «Мода на чай» Ирина Чичкина показывает чайный сервиз. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
2 декабря 2022 года. Куратор выставки «Мода на чай» Ирина Чичкина показывает чайный сервиз. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
2 декабря 2022 года. Куратор выставки «Мода на чай» Ирина Чичкина показывает чайный сервиз. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

В Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени открылась выставка «Мода на чай», посвященная традициям чаепития в дореволюционной Москве.

Выставка, приуроченная к новогодним праздникам, посвящена одной из самых любимых (и устойчивых!) русских традиций — чаепитию. Известно, что чай появился на Руси в 1638 году. Его привезли царю Михаилу Федоровичу из Китая в качестве подарка. И он настолько пришелся ко двору, что уже в 1679 году был заключен первый договор на поставку чая из Поднебесной. Правда, первое время из-за дороговизны этого напитка позволить себе «почаевничать» могли только знатные люди.

Но через некоторое время открылся таможенный переход в городе Кяхта на границе с Монголией, через который в Россию шли чайные подводы из Китая. Так, к концу XVIII века в Москве появилась новая традиция — чаепитие. В это время москвичи потребляли более 60 процентов всего импортного чая, поступавшего на территорию страны.

Именно чай послужил одной из точек сближения с нашим восточным соседом Китаем, который в то время был очень закрытой для европейцев страной. Поэтому в мировых музеях сохранилось немного свидетельств о том, как выглядел Китай в то время. И одно из них представлено в Музее Тропинина. Это работы придворного рисовальщика графа Головкина Ивана Александрова.

Еще один экспонат — самовар начала XX века. Тульская самоварная фабрика Зубовых. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»
Еще один экспонат — самовар начала XX века. Тульская самоварная фабрика Зубовых. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

— Крепостной Александров должен был сопровождать посольскую миссию в Китай в 1806 году, — рассказывает куратор выставки Ирина Чичкина. — Задачей посольства было расширение городов для торговли и знакомство с китайскими обычаями. В делегацию входило огромное для того времени количество человек: от дипломатических работников до музыкантов, которые должны были обеспечивать хорошее настроение дипломатам. Но масштабная миссия провалилась, так как на границе — в Кяхте — между нами и китайцами возник конфликт.

По условиям китайцев после пересечения границы наше посольство должно было передвигаться на лошадях принимающей стороны, то есть китайских. Но китайцы не смогли обеспечить лошадьми всех многочисленных участников миссии. В итоге после многочисленных торгов наши дипломаты доехали до Урги (нынешнего Улан-Батора), а в Пекине так и не побывали. Все подробности того пути, включая редкие виды Китая тех времен, отражены в зарисовках Александрова, которому по возвращении пожаловали звание академика, несмотря на статус крепостного.

В народ привычка пить чай пошла с легкой руки купца Алексея Перлова, открывшего первую чайную лавку в верхних торговых рядах на Красной площади. И с тех пор чай стал самым любимым напитком не только в дворянских семьях, но и в купеческих, и даже крестьянских. Этот напиток оказал влияние и на моду второй половины XIX — начала XX века.

— Появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких, — говорит куратор выставки.

«Чайные» платья были свободного кроя, женщины носили их без корсетов. Шили их из легких тканей. В таком платье дама ходила дома, в кругу семьи и самых близких друзей, приходивших «на чай». А поскольку напитком мы были обязаны нашему азиатскому соседу, то большая часть чайных платьев имела какие-то восточные детали — например, спущенная линия плеча и широкий пояс должны были отсылать к кимоно. Редкими образцами «чайных» нарядов можно полюбоваться на экспозиции.

Выставка родилась в результате сотрудничества трех музеев: Музея холдинга «Объединенные кондитеры», Музея В. А. Тропинина и Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей. Увидеть ее жители столицы могут до 29 января.

Новости партнеров