Историю собирают из осколков
В Музее ратной истории Москвы в Крутицком подворье готовят новую выставку — «Вертоград Многоцветный». Поучаствовать в подготовке экспонатов мог каждый москвич, увлеченный историей родного города. Корреспондент «МЦ» отправилась в музей, чтобы посмотреть, как археологические находки очищают от пыли веков и готовят к встрече с посетителями.
Идея стать на один день волонтером в Музее ратной истории Москвы привлекла множество горожан. Кто-то из них уже давно знаком с музеем, который организовали одни из лидеров реконструкторского движения столицы, а кто-то случайно увидел объяв ление в социальных сетях и заинтересовался необычной активностью. Фронт работ здесь действительно немалый, поэтому сотрудники музея и стали привлекать людей «со стороны».
— За всю историю Крутиц здесь чего только не происходило! — рассказывает сотрудник Музея ратной истории Москвы, руководитель просветительского проекта «Институт времени» Яков Внуков. — Мы обнаружили коллекцию, где есть все что угодно: расколотые изразцы, которые можно восстановить, керамика, старинные аптекарские бутылочки…
В археологии не бывает хаоса
Но прежде чем сесть за работу и начать очищать будущие экспонаты от пыли веков, мне захотелось осмотреть хранилище и узнать, что же нашли в Крутицах и какого периода самые древние находки. Оказалось, что здесь были обнаружены бытовые предметы, которые служили хозяевам еще в XVII веке! Все будущие экспонаты выставки разложены по ящикам, расставленным на стеллажах в хранилище — монастырской пристройке.
Кажется, что предметы в ящиках сложены хаотично, но на самом деле тут все упорядочено. В ящиках есть специальные бумажки, где указаны номер шурфа и год раскопки. Подозреваю, что слово «шурф» не вызывает вопросов только у археологов, поэтому уточняю у Якова, что это.
— В советское время здесь всетаки вели раскопки, но их результат никто не описывал, — объясняет Яков. — Шурф — это небольшой участок раскопки. А метка сообщает, что все вещи, сложенные в этот ящик, находили вместе.
Удивительные открытия
Внимание привлекают три части разноцветного поливного изразца — среди остальных осколков керамики он выделяется глянцевым блеском. Совместив узор на плиточке, можно разглядеть домик, увитый виноградом.
— Изразцы склеивают по специальным меткам на оборотной стороне, — показывает Яков. — На выставке, конечно, посетители увидят уже восстановленные образцы. Мы назвали ее «Вертоград Многоцветный» — по названию сборника стихотворений писателя Симеона Полоцкого, который, вероятно, здесь жил и работал.
Следующим предметом, обратившим на себя мое внимание, стал крупный осколок белого фаянсового блюда, на котором изображены гротескные лица. Яков достает из ящика остальные части и открывает необычную подробность быта XIX века. — Вы, наверное, решили, что у вас в руках фрагмент тарелки, но это не совсем так, — с улыбкой рассказывает он, выкладывая фрагменты в нужном порядке. — Такое фаянсовое квадратное блюдо на самом деле называется «газетница», в приличных заведениях господам прессу не «шваркали» на стол, а подавали на специальной подставке. А рисунок — это карикатура, какие были популярны и в газетах того времени.
Суть кроется в деталях
Одной из самых необычных находок здесь стала «пятка» французского ружья образца 1777 года. Проржавевшая оружейная деталь, способная открыть свои секреты только специалистам, коих среди реконструкторов немало.
— Это стальная часть ружья внизу приклада, которая упирается в плечо стреляющему, — объясняет Яков. — На торжественных маршах «пятками» синхронно ударяют о землю, чтобы получился звонкий звук. Именно такими ружьями сражалась французская армия во время Отечественной войны 1812 года. Следом Яков показывает ящик, в котором собраны носики курительных трубок, и каждая из них оригинально украшена. Один из носиков напоминает небольшой куб с отверстиями.
— Это носик курительной трубки, вероятнее всего, конца XVIII века. Символика, связанная со львом и единорогом, пришла из Англии и стала в России популярной, — делится знаниями Яков. — Они даже есть на здании Историко-архивного института на Никольской (филиал РГГУ. — «МЦ»).
Попадаются среди трубок и более изящные экземпляры. Например, белый фарфоровый носик, на котором изображены красные цветы в форме сердечек. У современного обывателя сразу возникает впечатление, что такая вещица могла бы принадлежать лишь даме, однако все не совсем так.
Скорее всего, эта трубка датируется серединой XVIII века. В этот период женщины не использовали трубки для курения — популярностью у дам пользовался нюхательный табак. Но поскольку в декоративно-прикладном искусстве того времени ценились тонкость работы и нежность исполнения, столь деликатную вещь мог использовать и кавалер.
Шанс оказаться в роли волонтера в Музее ратной истории Москвы, сделать собственные открытия и помочь подготовить выставку неисследованных прежде артефактов еще будет у каждого. Эта акция — первая в своем роде, но далеко не последняя.
— Реконструкторы восстанавливают интересующую их эпоху во всех подробностях, поэтому без изучения истории это невозможно, — пояснил Яков. — Изначально движение родилось из археологии, когда специалисты пытались понять, как тот или иной предмет действительно мог использоваться. Это можно назвать доказательной историей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Интерес к развитию трамвайного движения в Москве с каждым годом только растет. Ежегодно увеличивается и число пассажиров трамваев. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу организовывать больше разнообразных мероприятий, где жители и туристы могут ближе познакомиться с историей столичного транспорта.