Иван Бортник: Говорю со сцены текст роли, и тут какой-то бес меня толкает
Ведущий актер Таганки, народный артист России Иван Бортник широкому зрителю знаком по роли Промокашки в картине «Место встречи изменить нельзя».
Многим памятны работы актера в картине «Родня», «Зеркало для героя», «Убийство на Ждановской».
— Я, конечно, прежде всего театральный актер и привык говорить чужой текст со сцены, — рассказал Иван Сергеевич. — Правда, люблю импровизировать, но до бесконечности это делать нельзя. Хорошо, если это современная пьеса, а, скажем, в спектакле по Пушкину как сымпровизируешь? Я однажды пытался сымпровизировать в «Борисе Годунове», но и то только на репетиции и с большого бодуна. Это было на гастролях в Чехо словакии. Приезд в Прагу мы, понятное дело, с ребятами отметили очень неплохо. Пожалуй, слишком неплохо.
Утром Золотухин входит: мол, тебя Любимов ждет. Пришел, слава богу, Любимов пожалел: иди, говорит, на репетицию. И вот идет репетиция. Мне нужно сказать текст Пушкина: «Звонят к заутрене. Благослови, Господь, своих рабов, подай костыль, Григорий». Я говорю: «Благослови, Господь, своих рабов...» И тут какой-то бес меня толкает, и я говорю: «...Налей стакан, Григорий». Вся труппа полегла, и Григорий с посохом тоже. Любимов встал и говорит: «Ну я не знаю, что с ним делать: глаз заплыл, бровь разбита, и еще шутит».
Пьяному нельзя играть пьяного — это я четко себе уяснил. Пожалуй, с тех пор, как начал играть в таких массовых спектаклях, как «10 дней, которые потрясли мир», у меня там много эпизодов было с текстом. Но в Павле Власове это вообще нереально, в Сатине я себе не позволял, хотя, в общем-то, там похмельная жизнь в ночлежке. Помню, мне один артист из Малого театра после спектакля наговорил хвалебных слов. А потом сказал: «Ну пьете вы, ребята. Ой пьете! Как тебя хватает-то?» Я говорю: «Да ты что, с ума сошел, да если бы я выпил, я бы монолог Сатина не произнес». Но он не поверил, что мы воду пьем. Ну, да это дело его!