Лучший преподаватель столицы
Преподаватель Медицинского колледжа № 5 Виктор Соболевский признан лучшим педагогом столицы.
Тихо приоткрываем дверь в аудиторию. Студенты-медики в белых халатах заворожено смотрят на преподавателя. Лекцией заслушиваемся и мы — настолько живо и понятно Виктор Соболевский открывает тайны кардиологии. Недаром он «Лучший преподаватель» по итогам городского конкурса среди педагогов «Золотая астра».
Раздается звонок — занятие окончено. Почти как в школе, только это филиал Медицинского колледжа № 5 на Смоленском бульваре. Студенты выходят в коридор, продолжая о чем-то спрашивать преподавателя Виктора Георгиевича — будто не желают отпускать. А он и не раздражен, успевает всем ответить, подсказать, объяснить — дело привычное. Намного хуже, когда студенту ничего не интересно.
— Проблема в работе с молодыми только одна, — отмечает Виктор Соболевский. — Не всегда они понимают, зачем выбрали медицину. Я вижу, как приходят первокурсники, со стороны им представлялось, что будет легко и весело — носишь белый халат и пьешь чай в процедурной, а оказалось, тяжелейшая работа.
Дело, которое нравится
Он припоминает, как срывались и грубили неготовые к трудностям студенты. Не на своем месте оказались, философски замечает преподаватель. Или, может, злятся от того, что не понимают незнакомый предмет.
— Вот ты любишь математику? — внезапно спрашивает Виктор Георгиевич.
— Не очень, — признаюсь, — я ее слабо понимаю.
— Оп! Видишь, то же самое. А если я докажу, что у тебя что-то получается, то ведь сразу проснется интерес?
— Пожалуй, да.
— В этом и ключ, человек несчастен, когда у него ничего не получается. Я помогаю понять предмет и настраиваю на успех. Иногда к последнему курсу картинка совершенно меняется — у отстающих в учебе просыпается интерес и они становятся лучшими в группе.
Возраст учебе не помеха
Совсем иначе ведет себя группа «вечерников», которую Виктор Соболевский тоже обучает. Это уже не зеленая молодежь, а взрослые, работающие люди. Они садятся за скамью колледжа по разным причинам, но если уж решились, значит, им это действительно нужно.
— Вот, например, учится у меня женщина, которой уже за 50, — говорит преподаватель. — Она работает в поликлинике рядом, куда, кстати, наши студенты ходят каждый год на практику, а она в свою очередь хочет получить образование, чтобы в будущем пойти на повышение.
Со скальпелем с пеленок
Сам преподаватель вопросами «быть или не быть» не терзался. Его путь в медицину начался буквально с детства. Родившись в семье врачей, Виктор Георгиевич любил возиться с лягушками и ящерицами — было жутко интересно, как устроены все существа вокруг.
После школы Виктор Георгиевич поступил в вуз и одновременно устроился санитаром, к шестому курсу пройдя все «круги ада» начинающего врача.
— Помню, как-то привезли байкера. Он врезался на мотоцикле в «КамАЗ» и серьезно поранил свою длинноволосую голову. Провели операцию, пришлось перед этим обрить ему пол головы. И вот очнулся, лежит и не реагирует ни на что. Думали, как же его в чувство-то привести. И мой коллега подносит ему зеркало со словами: «Гляди, какая у тебя теперь прическа шикарная!» Он посмотрел и как заорет: «Волосы! Вы зачем волосы трогали?!» А мы смеемся: главное, пациент пришел в себя.
Батьке по секрету
Идем длинными коридорами колледжа в другой кабинет. Там сидят студенты, но сейчас нет занятий. Это место особенное, здесь за чашкой чая обсуждают студенческие секреты и делятся последними новостями. Успеваю выведать у дневной группы, что у всех преподавателей есть свои прозвища. У Соболевского их два, правда, ему не раскрывали, какие именно.
— Есть производное от фамилии — Соболь, — признается Мария Буланова. — А есть и второе — гордое, лестное — Батька.
Студенты поясняют:
— Для многих он же не просто «препод», а скорее старший друг, у которого всегда можно спросить совета.
Три правила обучения от лучшего преподавателя:
Понаблюдав за победителем конкурса педагогов «Золотая астра» Виктором Соболевским, мы выделили несколько приемов, которыми он пользуется на занятиях.
1. Диалог со студентами. Долой скучное зачитывание учебника! Вопрос-ответ, как перебрасывание мяча, помогает удержать внимание и заставляет думать. Но не спешите ругать за ошибки — студенты только учатся.
2. Занятие как игра на эрудицию. Виктор Георгиевич придумывает разные игры. Одна, например, по мотивам «Кто хочет стать миллионером», только вопросы в ней на медицинские темы. Это гораздо интереснее, чем просто решать задачки.
3. Больше практики. Знать теорию — хорошо, суметь применить ее на практике — отлично! А для этого нужны наглядные примеры и возможность действовать самостоятельно.