Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым

Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым
Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым
Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым

В Академическом театре имени Вахтангова премьера спектакля «Гроза» в постановке ученика Сергея Женовача Уланбека Баялиева.

Декорации (художник-сценограф Сергей Австриевских) грубые – много железа, темного цвета. Посередине сцены – большая ржавая труба, по которой герои или поднимаются, или висят, или прячутся от дождя и несчастья. На заднем плане – остатки корабля, который некогда плавал по Волге. И вода – в бочке, в кружках, в мыслях, чувствах. Надвигается гроза. Спектакль начинается с выхода Кулигина (Юрий Красков), и почему-то сразу вспоминаешь формулу воды, железа – самого распространенного металла на земле, которого только человеческому организму не хватает, как, впрочем, и кислорода. Кулигин – человек науки (хотя и самоучка), мечтающий изобрести «вечный двигатель», и в отличие от других героев ему не до любовных и бытовых вопросов. Хотя он говорит о себе, что «я – человек маленький», но он – единственный мужчина в дефицитном на сильный пол городке Калинове, которого стоило бы полюбить. Критик Виссарион Белинский однажды сказал: «Мерой достоинства женщины служит мужчина, которого она любит». И режиссер в своей постановке «Гроза» показывает, что незаурядным, сильным, ярким женщинам – Катерине (Евгения Крегжде), Варваре (Екатерина Нестерова) и, безусловно, Марфе Игнатьевне (Ольга Тумайкина) любить здесь некого, а та, которая решилась вопреки всему познать это чувство любви, - расплатилась жизнью.

В спектакле страдает не только влюбленная Катерина, но и железная Кабанова. Рядом с железными предметами – Кабаниха прямо как памятник Петру Первому на Крымской набережной Москвы – грозная и по-своему великая. Кабанова тянет хозяйство, сына в одиночку воспитывает, и на таких как она худо или бедно – но держалась Россия. Мы помним о деспотичном характере и бабушки Михаила Лермонтова – урожденной Столыпиной, и о тирании матери Ивана Тургенева Варваре Петровне. Им достались слабовольные мужчины, - пьющие, беспечные. Вот и напрашивается вопрос: а почему Кабаниха стала такой жестокой? И как давно она – вдова? Ставишь себя на ее место и не то, чтобы оправдываешь, но уже не торопишься осуждать.

Катерина в этой постановке напоминает героиню песни на стихи Михаила Иссаковского «Выходила на берег Катюша на высокий берег на крутой». На роковую встречу с Борисом (Леонид Бичевин) она идет с веткой цветущей яблони, и бьет по лицу любимого вот этим соцветием…Умирать она пойдет, перешагивая через зеленые яблоки, упавшие на землю. Режиссер не придумал сад – он есть у Островского. Урожай яблок был богатый, а у Катерины ни детей, ни теперь уже души (она повторяет, что, согрешив, «погубила свою душу»). У ее мужа Тихона (Павел Попов) «своего ума нет», а у возлюбленного силы. Борис (Леонид Бичевин), осознавая, что бросает Катерину на верную смерть, говорит: «Эх, кабы сила!». Брутальный Леонид Бичевин в роли Бориса «ни рыба, ни мяса». Да, все мужчины в этом спектакле, за исключением особенного Кулигина, - как тени или марионетки.

Режиссер Уланбек Баялиев заимствует театральный прием художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, который он применяет в своей постановке «Евгений Онегин», показывая решительность и отвагу Татьяны Лариной: девушка мужественно тащит по сцене железную кровать. В «Грозе» Катерина в одиночестве передвигает пианино, на котором не доиграла…Уланбек признался «ВМ», что «восхищается талантом Римаса Туминаса, и учился на его спектаклях». Римас Владимирович остался доволен спектаклем «Гроза», хотя заметил, что «есть над чем работать».

Публика хорошо приняла спектакль. Женщины узнавали свои печали, а мужчины зачастую опускали глаза. Островский в «Грозе» создал типажи русских мужчин и русских женщин, разделив их на три группы. Первая – Катерина и Кулигин, и они хотят изобрести вечный двигатель и обрести вечную любовь. Вторая: палачи и они же жертвы– Кабаниха и Дикой. Третья – рабы и слуги, которых много и они разные. Пьеса «Гроза» вышла в 1859 году – за два года до отмены крепостного права… а что сегодня – каждый определяет сам. Политических акцентов в спектакле нет…Есть наука, любовь, закон, река, сад, жизнь…У одних – длинная, у других – короткая. Кулигину – 50 лет, и он изобретает «вечный двигатель» - воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу большую, чем количество сообщенной ему энергии. А «гроза, как говорит Кулигин, - это электричество». Его оппонент Дикой другого мнения «наказание за грехи». Еще при жизни Островского критики разделились на два лагеря – одни называли эту пьесу мистической, а другие – революционной. В компьютерный век режиссер увидел эту историю просто как реалистическую и вечную. «Вечный двигатель» изобрести не удалось, как и найти формулу счастья.

Новости партнеров