Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым
В Академическом театре имени Вахтангова премьера спектакля «Гроза» в постановке ученика Сергея Женовача Уланбека Баялиева.
Декорации (художник-сценограф Сергей Австриевских) грубые – много железа, темного цвета. Посередине сцены – большая ржавая труба, по которой герои или поднимаются, или висят, или прячутся от дождя и несчастья. На заднем плане – остатки корабля, который некогда плавал по Волге. И вода – в бочке, в кружках, в мыслях, чувствах. Надвигается гроза. Спектакль начинается с выхода Кулигина (Юрий Красков), и почему-то сразу вспоминаешь формулу воды, железа – самого распространенного металла на земле, которого только человеческому организму не хватает, как, впрочем, и кислорода. Кулигин – человек науки (хотя и самоучка), мечтающий изобрести «вечный двигатель», и в отличие от других героев ему не до любовных и бытовых вопросов. Хотя он говорит о себе, что «я – человек маленький», но он – единственный мужчина в дефицитном на сильный пол городке Калинове, которого стоило бы полюбить. Критик Виссарион Белинский однажды сказал: «Мерой достоинства женщины служит мужчина, которого она любит». И режиссер в своей постановке «Гроза» показывает, что незаурядным, сильным, ярким женщинам – Катерине (Евгения Крегжде), Варваре (Екатерина Нестерова) и, безусловно, Марфе Игнатьевне (Ольга Тумайкина) любить здесь некого, а та, которая решилась вопреки всему познать это чувство любви, - расплатилась жизнью.
В спектакле страдает не только влюбленная Катерина, но и железная Кабанова. Рядом с железными предметами – Кабаниха прямо как памятник Петру Первому на Крымской набережной Москвы – грозная и по-своему великая. Кабанова тянет хозяйство, сына в одиночку воспитывает, и на таких как она худо или бедно – но держалась Россия. Мы помним о деспотичном характере и бабушки Михаила Лермонтова – урожденной Столыпиной, и о тирании матери Ивана Тургенева Варваре Петровне. Им достались слабовольные мужчины, - пьющие, беспечные. Вот и напрашивается вопрос: а почему Кабаниха стала такой жестокой? И как давно она – вдова? Ставишь себя на ее место и не то, чтобы оправдываешь, но уже не торопишься осуждать.
Катерина в этой постановке напоминает героиню песни на стихи Михаила Иссаковского «Выходила на берег Катюша на высокий берег на крутой». На роковую встречу с Борисом (Леонид Бичевин) она идет с веткой цветущей яблони, и бьет по лицу любимого вот этим соцветием…Умирать она пойдет, перешагивая через зеленые яблоки, упавшие на землю. Режиссер не придумал сад – он есть у Островского. Урожай яблок был богатый, а у Катерины ни детей, ни теперь уже души (она повторяет, что, согрешив, «погубила свою душу»). У ее мужа Тихона (Павел Попов) «своего ума нет», а у возлюбленного силы. Борис (Леонид Бичевин), осознавая, что бросает Катерину на верную смерть, говорит: «Эх, кабы сила!». Брутальный Леонид Бичевин в роли Бориса «ни рыба, ни мяса». Да, все мужчины в этом спектакле, за исключением особенного Кулигина, - как тени или марионетки.
Режиссер Уланбек Баялиев заимствует театральный прием художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, который он применяет в своей постановке «Евгений Онегин», показывая решительность и отвагу Татьяны Лариной: девушка мужественно тащит по сцене железную кровать. В «Грозе» Катерина в одиночестве передвигает пианино, на котором не доиграла…Уланбек признался «ВМ», что «восхищается талантом Римаса Туминаса, и учился на его спектаклях». Римас Владимирович остался доволен спектаклем «Гроза», хотя заметил, что «есть над чем работать».
Публика хорошо приняла спектакль. Женщины узнавали свои печали, а мужчины зачастую опускали глаза. Островский в «Грозе» создал типажи русских мужчин и русских женщин, разделив их на три группы. Первая – Катерина и Кулигин, и они хотят изобрести вечный двигатель и обрести вечную любовь. Вторая: палачи и они же жертвы– Кабаниха и Дикой. Третья – рабы и слуги, которых много и они разные. Пьеса «Гроза» вышла в 1859 году – за два года до отмены крепостного права… а что сегодня – каждый определяет сам. Политических акцентов в спектакле нет…Есть наука, любовь, закон, река, сад, жизнь…У одних – длинная, у других – короткая. Кулигину – 50 лет, и он изобретает «вечный двигатель» - воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу большую, чем количество сообщенной ему энергии. А «гроза, как говорит Кулигин, - это электричество». Его оппонент Дикой другого мнения «наказание за грехи». Еще при жизни Островского критики разделились на два лагеря – одни называли эту пьесу мистической, а другие – революционной. В компьютерный век режиссер увидел эту историю просто как реалистическую и вечную. «Вечный двигатель» изобрести не удалось, как и найти формулу счастья.