Кино будет! Возрождение «Великана»
Парк имени Горького принял решение восстановить и перестроить довоенный звуковой кинотеатр.
Между музеем современного искусства «Гараж» и невзрачным зданием администрации парка сейчас — развалины. Через оголенные щербатые балки проросли тонкие березки.
А с 1933 по 1942 год на этом месте (о чем мало кто знает) работал первый в Парке имени Горького звуковой кинотеатр «Великан», рассчитанный на три сотни зрителей.
Сегодня кинотеатр не очень известен даже историкам и москвоведам столицы: громких премьер здесь никогда не проходило. Несколько раз его называли в прессе «первым в столице звуковым кинотеатром», но это неправильно.
— Первый звуковой кинозал в Москве открылся в кинотеатре «Художественный» в 1930 году, — рассказывает режиссер-оператор и киновед Николай Майоров Зато после реконструкции кинотеатр может стать модным общественным пространством.
Впервые о восстановлении павильона заговорили в 2013 году. Все это время разрабатывались проекты и наконец-то был объявлен победитель — архитектурное бюро Kleinewelt Architekten.
Авторы проекта собираются одновременно и обновить здание, и бережно законсервировать следы истории.
Ни стены, ни существующие балки ломать не будут.
Более того — предлагается восстановить разрушенную часть павильона так, чтобы было видно здание в различные периоды его существования.
В бывшей воронке от бомбы, где сейчас растут деревья, разобьют небольшой зимний сад. Кинотеатру вернут арку, через которую когда-то, в бытность этого здания судостроительным заводом, шел судоходный канал, и откроют проход к Москве-реке. Этот проход был заложен кирпичом.
В то же время будет и много изменений: между этажами устроят спираль-пандус, а крышу сделают стеклянной, чтобы через нее проходил естественный свет.
Сейчас проект проходит государственную строительную экспертизу. Воплощать в жизнь его начнут в конце 2017 года или начале 2018 года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Переслегин, один из авторов проекта, партнер архитектурного бюро Kleinewelt Architekten:
- Основная идея нашего проекта — показать зрителю историю места. И мы это делаем с помощью архитектуры. Будут раскрыты все наслоения разных материалов стен и внутренних конструкций, и по этим наслоениям можно будет «прочитать» разные периоды строительства здания.
И как продолжение истории места, на контрасте со старыми конструкциями и материалами, в сохранившийся объем будут деликатно интегрированы новые легкие элементы.
ХРОНИКА
1893 год
Тогда на этой территории не было парка. А выход к реке означал одно — это было выигрышное место для промышленников.
Поэтому в 1923-м здесь и началось строительство здания, завершившееся через два года (в 1895-м). Первоначально в здании разместился судостроительный завод братьев Бромлей.
Кстати, на месте сохранившихся до наших дней развалин находился цех по ремонту лодок.
Здание было спроектировано таким образом, что суда могли заходить в специальный канал и оказывались прямо посреди цеха.
Здесь их ремонтировали и загружали произведенной в цехе продукцией и снова отправляли в плавание по Москве-реке.
В руинах и сейчас можно различить арку портала, через которую судна заходили с реки в цех.
1923 год
В 20-х годах было принято решение о постройке в Москве «комбината культуры». Он должен был разместиться на части территории Нескучного сада и Воробьевых гор.
В 1923 году в этом месте проходила Всероссийская сельскохозяйственная и промышленно-кустарная выставка. Именно во время подготовки Москвы к проведению Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ее устраивали на Воробьевых горах) архитектор Алексей Щусев реконструировал здание судостроительного цеха и превратил его в Кустарный павильон для выставки.
Каменный бассейн цеха переделали в партер, на колоннах устроили широкие галереи, фасад облицевали гжельской майоликой.
Павильон стал напоминать внешне Казанский вокзал (выстроенный тем же Щусевым) с его неорусским стилем.
После завершения выставки в нем расположился клуб работников Гознака.
1928 год
Когда открылся Парк культуры и отдыха (впоследствии получивший имя Горького), здание выбрали для размещения администрации.
Архитектор-авангардист Эль Лисицкий произвел его реконструкцию: не трогая стен, он изменил планировку, абрис кровли, заделал часть оконных проемов и пробил новые.
Благодаря таким переменам сооружение приобрело ярко выраженный конструктивистский облик.
1931 год
Кино — важнейшее из искусств. Поэтому в начале 30-х годов прошлого века часть здания решили переоборудовать под первый в парке звуковой кинотеатр.
Помещение снова переделали, на этот раз в реконструкции участвовал бразильский архитектор Родриго Дакоста.
Кинотеатр открылся в 1933 году и просуществовал до 1942 года, когда был разрушен бомбой.
2014 год
Мосгорнаследие признало здание «исторически ценным градоформирующим объектом».
10 декабря 2014 года на заседании Градостроительно-земельной комиссии приняли решение о реконструкции здания.