Говорит и показывает Госфильмофонд
Сегодня одному из самых знаменитых кинотеатров столицы исполняется 50 лет. В канун юбилея мы побывали в «Иллюзионе» и пообщались с его основателем.
Среди нескольких поколений москвичей «Иллюзион» всегда был известен тем, что здесь можно было увидеть редкие или даже запрещенные к показу фильмы. Этот зал буквально окутан пеленой легенд и мифов. Расположенный в самом центре Москвы, в сталинской высотке на Котельнической набережной, кинотеатр долгое время являлся негласной штаб-квартирой столичного кино-бомонда. Здесь нас ждало много открытий и сюрпризов.
В открытых источниках «Иллюзион» описывается как «кинозал с раздвижной крышей». Снаружи, однако, ничего похожего мы не увидели. А сотрудники кинотеатра, услышав наш вопрос, устало бросили: «эта байка нас всех бесит!».
Старший специалист по техническому оборудованию кинотеатра Дмитрий Мостовщиков развел руками:
- Ребята, ну какая тут может быть раздвижная крыша? Вы только посмотрите – мы находимся на цокольном уровне многоэтажного здания. До крыши еще много этажей с квартирами!
Впрочем, как заверил нас Дмитрий Александрович, кино-оборудование здесь самое современное.
Настоящей удачей стало для нас знакомство со старожилом кинотеатра – старшим научным сотрудником Госфильмофонда Владимиром Соловьевым, который участвовал в основании «Иллюзиона» в далеком 1966 году.
- Вообще, по первой специальности я – штурман дальнего плавания. Но, душа потянула меня в кино. Я поступил во ВГИК, затем на работу в Госфильмофонд. Долгое время в отечественном кино существовала незанятая ниша. Наши кинотеатры показывали только новые фильмы, а затем ленты убирали на полку. С большим трудом нам удалось добиться разрешения на создание своего кинотеатра. Время тогда было очень сложное, как раз закончился период так называемой «оттепели» и началось закручивание гаек. Мы успели проскочить – сработало общественное мнение. Мы проводили выездные «Вечера Госфильмофонда» и собирали письма в поддержку создания кинотеатра. К слову, ЦК ВЛКСМ отказало нам в поддержке: «а кто будет контролировать репертуар?!». Но, в итоге нам удалось получить разрешение. Я облюбовал этот зал, до 1955 года здесь располагался кинотеатр «Знамя», затем располагался филиал «Ударника» - на тот момент, лучшего зала страны.
Первый сеанс прошел еще до официального открытия – 16 марта 1966 года и буквально сорвал аншлаг. Владимир Степанович вспомнил: первым показали «Броненосец Потемкин», а затем – «Огни большого города» с Чарли Чаплином. Так «Иллюзион»
- Мы ходили по краю, - вспоминает Владимир Степанович. - Я выбрал к показу «Андрея Рублева» Тарковского, тогда он был закрыт к показу. После этого меня вызвали куда следует. Беседа кончилась словами: «партбилет на стол!». Ничего, проскочили! Итальянский коммунист Джузеппе де Сантис опубликовал о нас статью «Кинотеатр-оппозиционер». Пережили.
В те годы авторские права не соблюдались. Вовсю крутили так называемые «трофейные» фильмы - захваченные в Европе ленты. В кинотеатре постоянно дежурил киновед, регулярно проводились лекции, встречи с актерами.
- Я всегда помогал безбилетникам, - признается Соловьев. - И знакомым с контрамарками. Я рад, когда люди смотрят хорошие фильмы. Сегодня многие советские кинотеатры пришли в упадок. Но, думаю что кино не умрет. А переродится в новом облике.