Опрос

1 декабря отметят Всемирный день катания на коньках. А Вы знаете, какой из фактов о катках в центре Москвы неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Кирпичная клетка господина Барса

18 ноября 2021 года. Краснокирпичный фасад «дома Барса» (№ 29, строение 1) вот уже 130 лет — неотъемлемая часть облика Трубной улицы. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
18 ноября 2021 года. Краснокирпичный фасад «дома Барса» (№ 29, строение 1) вот уже 130 лет — неотъемлемая часть облика Трубной улицы. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
18 ноября 2021 года. Краснокирпичный фасад «дома Барса» (№ 29, строение 1) вот уже 130 лет — неотъемлемая часть облика Трубной улицы. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Под охрану государства взят дом № 29, строение 1, по Трубной улице (Мещанский район). Кирпичный особняк, известный как «дом Барса», признан выявленным объектом культурного наследия.

Этот четырехэтажный дом редко упоминается в справочниках по архитектуре.

Вообще известно о нем не так уж много. Даже правнучке архитектора, которую нам чудом удалось отыскать.

Любовь Заманская. Фото: личный архив
Любовь Заманская. Фото: личный архив

Особняк для папы

Здание было построено в 1891 году как доходный дом. В официальных документах сообщается, что заказал особняк губернский секретарь Антон Барс.

«Губернский секретарь» — это не профессия, а гражданский чин 12-го класса, т. е. довольно низкий (всего в Табели о рангах классов было 14). Архитектором, предположительно, был сын заказчика Петр.

В справочнике «Вся Москва на 1893 год» отыскался всего один человек с фамилией Барс — Антон Петрович, живший в Газетном переулке. Он носил чин коллежского советника — это уже шестой класс в Табели о рангах.

Если это и есть заказчик дома на Трубной, то его карьерный рост за два года впечатляет.

В справочнике «Вся Москва на 1908 год» Антона Барса нет.

Зато есть носящие эту фамилию «Мар.[ия] Ив.[ановна]» и «А львинъ Ант.[онович]», живущие на Трубной в «д[оме]. Барсъ» (именно так, без склонения).

Видимо, Мария Барс была вдовой-наследницей, а Альвин Антонович — сыном хозяина.

Сюрприз из прошлого

А где же узнать про сына заказчика, предполагаемого архитектора? Поиск по словосочетанию «Петр Антонович Барс» вывел на один генеалогический сайт. Там есть данные на человека с таким именем, отчеством и фамилией, родившегося в 1850 году и умершего в 1894-м.

Даты подходят... Но вдруг однофамилец? Правнучкой этого Петра Антоновича оказалась Любовь Заманская (на фото), заведующая кафедрой церковно-певческого обихода Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета.

— Конечно же, мне знаком этот дом! — воскликнула Любовь Петровна. — Мой отец родился там в 1917 году. Увы, он ничего о нем не рассказывал, я даже не знаю, куда выходят окна их бывшей квартиры. Его отец был инженером путей сообщения, и семья каждые два года переезжала... Видимо, на Трубной он жил только в младенчестве, вот и воспоминаний у него не осталось...

К сожалению, Любовь Заманская и об истории семьи знает меньше, чем хотела бы: жизнь до сих пор не располагала к изучению генеалогического древа. Даже то, что ее прадед, вероятно, спроектировал дом, стало для нее новостью.

— Впрочем, это кое-что объясняет... — рассуждает Любовь Петровна. — Прадед по другой линии был архитектором. Возможно, они вращались в одном профессиональном кругу, потому их дети и познакомились...

Стена как она есть

Выглядит «дом Барса» не очень типично для московского жилого здания конца XIX века. Он почти прямоугольный, единственный ризалит (выступающая часть) выполнен в виде четырехъярусной башни, увенчанной граненым шатром со шпилем.

Стены — из красного кирпича: ни штукатурки, ни облицовки, ни лепнины. Историки архитектуры называют это «кирпичным стилем», хотя, собственно говоря, это не стиль, а технический прием. Он начал широко использоваться во второй половине XIX века. Но жилых домов с таким обликом в Москве гораздо меньше, чем, например, в Санкт-Петербурге — в нашем городе так чаще строили общественные здания (школы, фабрики, больницы).

Промышленная готика

Москвоведы отмечают, что в облике «дома Барса» присутствуют романо-готические мотивы. Это стрельчатые оконные проемы и ниши, ряды арок, лопатки (плоские декоративные выступы на стенах), филенки (обрамления прямоугольной формы), ступенчатые консоли, кирпичные фризы.

Фасад оформлен скромно. Красный цвет разбавлен только филенками и карнизами с выложенным из белых кирпичей орнаментом. Очень интересная, по мнению москвоведов, деталь — металлические «цветки» над подъездами (по обе стороны от дверей) и между окнами третьего и четвертого этажей. Это анкеры-распоры, выходы внутренних металлических связей.

Историки знают, что художественное оформление анкеров, опять же, более свойственно промышленным зданиям, нежели жилым.

Перемен больше не будет

За 130 лет назначение особняка не менялось: он как был, так и остается жилым (разве что квартиры в советское время успели побыть коммуналками).

А вот конструкция дома изменилась, пусть и не очень сильно.

Был разобран ступенчатый шипец (островерхий фронтон) над боковым плоским ризалитом с проездной аркой, а саму арку заложили. Во многих квартирах поменяли окна, двери, планировку (изначально она была коридорно-анфиладной), сломали кирпичные печи.

Теперь любую реставрацию или ремонт в «доме Барса» можно производить только под контролем Мосгорнаследия, а сносить здание вообще нельзя.

КСТАТИ 

Семья Барс, построившая дом на Трубной, вероятно, принадлежала к «русским немцам». Петр Антонович Барс, предполагаемый архитектор, был похоронен на Введенском кладбище, которое до революции служило для погребения иноверцев (протестантов, католиков, англикан).

Потомок Барсов Любовь Заманская пыталась выяснить значение фамилии (она пишется как Bahrs), однако в словаре литературного немецкого языка такого слова не нашла. Если вы что-то знаете по этому поводу, сообщите в редакцию.

Новости партнеров