Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Клен Аполлоныч. Выпускники посвятили учителю дерево

Учителя Виктор Войнов. В честь него посадили клен
Учитель Виктор Войнов. В честь него посадили клен. Фото: личный архив
Учитель Виктор Войнов. В честь него посадили клен. Фото: личный архив
Учитель Виктор Войнов. В честь него посадили клен. Фото: личный архив

Учителям физкультуры не принято ставить мемориалов, чтобы потом водить экскурсии и рассказывать, какой великий человек работал в школе. Но выпускники «Покровского квартала», бывшей английской спецшколы № 35, решили увековечить своего любимого учителя Виктора Аполлоновича Войнова памятником живым. Возле стен школы в Большом Трехсвятительском переулке теперь растет единственный клен с именем — Аполлоныч.

20 ноября 2019 года. Мария Хелминская, Ольга Александрова (слева направо) с другими выпускниками школы «Покровский квартал» посадили клен в честь своего учителя Виктора Войнова. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
20 ноября 2019 года. Мария Хелминская, Ольга Александрова (слева направо) с другими выпускниками школы «Покровский квартал» посадили клен в честь своего учителя Виктора Войнова. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Москвичка Ольга Александрова рассказывает, что сначала выпускники хотели увековечить имя любимого учителя, присвоив школе его фамилию. Но оказалось, что сделать сложно: не так давно школу объединили с другими учебными заведениями, превратив в образовательный комплекс. Никто из нового руководства не был знаком с учителем, поэтому инициатива выпускников была встречена в стенах учреждения прохладно.

— Тогда и родилась идея с деревом, — объясняет Ольга. — Для посадки клена собрались выпускники разных лет. Аполлоныч, проработавший в школе 60 лет, стал человеком-эпохой, вырастившим не одно поколение.

Педагогика сердцем

Игорь Бреннер пришел в первый класс 35-й школы в 1968 году. Благодаря учителю Виктору Аполлоновичу он полюбил спортивные занятия настолько, что после школы поступил в институт физкультуры, став профессиональным дзюдоистом.

Вернулся в родную школу Игорь уже в качестве преподавателя под руководство любимого учителя — Виктора Аполлоновича.

— Аполлоныч был удивительным человеком, — вспоминает он. — Всегда организованный, подтянутый и стройный, как этот клен, он и в 70 лет показывал ученикам технику подтягивания на перекладине и обгонял трамвай, чтобы продемонстрировать коньковый ход на лыжах.

Впрочем, его спортивные достижения — далеко не единственное, что вспоминают ученики.

Главным было то, что на своих уроках он учил не столько подтягиваниям и отжиманиям, сколько жизненной дисциплине.

— К примеру, я с детства со спортом не дружу, — смеется Ольга. — И Аполлоныч прекрасно понимал, что я и спортивные рекорды — вещи несовместимые.

Зато он научил меня организации: я под его началом выпускала газеты, отвечала за спортивное оборудование, собирала вместе участников слетов. И все мои управленческие способности развились только благодаря его участию. И не только мои. Так, мой сосед по парте работает с президентом. И за это он тоже благодарен Аполлонычу.

Говорит, что педагог научил его порядку.

А Игорь вспоминает, что учитель никогда не ставил оценок ниже тройки, для того чтобы не отбивать у детей желание заниматься, а еще он никогда не под нимал голос — казалось, что педагог просто не умеет кричать.

Но, тем не менее, дисциплина на его занятиях была железная.

— Просто, во-первых, Аполлоныч все демонстрировал на собственном примере, — объясняет он. — То есть, требуя от детей организованности, он и сам никогда не опаздывал и был в форме. А во-вторых, для него была неприемлема фальшь. И он одинаково вел себя как с учениками, так и с учителями.

Бреннер вспоминает, что, заходя в спортивный зал перед уроком, подростки всегда возбужденно галдели, ожидая начала занятия.

— Виктор Аполлонович в таких случаях просто вставал и молчал, — рассказывает он. — А через какое-то время он смотрел на часы и тихо замечал: «Уходит ваше время». И все тут же приходили в себя и приступали к спортивным занятиям. При этом на педсовете он поступал абсолютно также. Когда ему давали слово, он вставал и ждал, пока все успокоятся. И люди как-то очень быстро успокаивались...

Юмор как часть воспитания

Особым педагогическим приемом был невероятный юмор Апполоныча.

— Он был очень тонким, умным и чувствующий человеком, поэтому и шутил так — с подтекстом, но при этом не унижая человека, — вспоминает Ольга. — Так, у нас был лыжный забег «Лефортовское кольцо». Бежали все школы.

Участникам выдавали карточки, которые надо было бросить на финише. Потом фамилию финишировавших зачитывали по этим картам. Я отдала свою карточку мальчикам из старших классов, а мы с девочками приехали к финишу на трамвае.

Виктор Аполлонович заметил нас издалека и помахал рукой.

А на торжественной линейке, где награждали участников, он всех похвалил и объявил, что особенно он хотел бы отметить участие Олечки Александровой.

«Правда, победила она в группе «Мужчины 1968 года», — сказал он, — но это тоже хороший результат». Вся школа смеялась.

А для меня это был урок на всю жизнь.

Еще один урок получила одноклассница Александровой.

— В старших классах наши девушки отличались весьма пышными формами, — вспоминает Ольга. — Однажды одна из учениц, опоздав на занятие, придумала эпатажную выходку.

Девушка решила не переодеваться в физкультурную форму, а просто надела синие спортивные трусы на колготки, заправив в них блузку с глубоким декольте. В таком виде она продефилировала перед преподавателем, провоцируя на ответную реакцию.

— А он спокойно повернулся в ее сторону и спросил: «Душа моя, что это за марлезонский балет в исполнении «Фридрихштадпаласт»? — улыбается Ольга. — И все! Он пригвоздил ее так, что в следующий раз одноклассница пришла в нормальной форме. Ее выходка не прошла! Он представлял примеры уникальной педагогики — не назидательной и не дидактической.

Школьное братство

Выпускница 1980 года Мария Хелминская была одной из тех учениц, кто спортивный зал всегда обходил стороной за несколько сотен метров, но при этом она ни разу не пропустила ни одного турслета, который два раза в год проводил Виктор Аполлонович.

— Мы этих слетов ждали как главного события сезона, — вспоминает она. — Он организовывал в лесу палаточный лагерь, где проводил спортивное ориентирование и викторины. В этих соревнованиях каждый человек мог проявить себя. При этом на слетах царило ощущение невероятной свободы. Вот там, в лесу можно было все: жечь костры, петь песни до утра и разговаривать по душам. Эти турслеты, внешкольные занятия и помощь Аполлоныча своим ученикам во всех жизненных ситуациях и сформировали удивительное братство учеников школы № 35, которые во всем мире находят друг друга.

Ольга вспоминает, как несколько лет назад она встречалась в Лондоне с друзьями своего отца-ученого.

— Они преподают в Оксфорде, поэтому само собой у нас зашел разговор о советском образовании, его плюсах и минусах, — вспоминает Александрова. — И один из них воздел глаза к небу и сказал: «А вы знаете, у меня был учитель в школе, Виктор Аполлонович! Вот это был педагог!» Я уточнила, в какой школе учился мой собеседник. Он ответил, что в 35-й школе, нынешнем «Покровском квартале».

СПРАВКА

Семья у Аполлоныча была небольшая: супруга, работавшая в той же 35-й школе преподавателем словесности, и сын, один из главных школьных спортсменов.

— Он был обладателем золотого значка ГТО, — вспоминает его ученик Игорь Бреннер. — А в те времена это считалось серьезным успехом. При этом поблажек ему отец не делал никогда. Беда случилась, когда сын уже вырос и обзавелся семьей. Непонятно как молодого здорового парня внезапно скосил сердечный приступ, — рассказывает он. — Спасти его не смогли. Поэтому нашему учителю пришлось пережить страшное горе.

Это несчастье подорвало здоровье и его супруги, которую Аполлоныч выхаживал дома самостоятельно. Впрочем, улучшение состояния было недолгим. Через время она снова заболела и умерла на руках своего мужа.

Сам Аполлоныч прожил до начала нулевых и ушел уже в преклонном возрасте. Ему было за восемьдесят лет, но до самого последнего дня он был элегантен, подтянут и сухощав, точно как этот клен в Большом Трехсвятительском переулке, который сегодня носит его имя.

Новости партнеров