Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Ключ к сердцу пушкинской тещи

20 января 2021 года. Особняк Лобанова Ростовского. Он отдан под офисы и большую часть года закрыт для экскурсий. Фото: Наталия Нечаева
20 января 2021 года. Особняк Лобанова Ростовского. Он отдан под офисы и большую часть года закрыт для экскурсий. Фото: Наталия Нечаева
20 января 2021 года. Особняк Лобанова Ростовского. Он отдан под офисы и большую часть года закрыт для экскурсий. Фото: Наталия Нечаева
20 января 2021 года. Особняк Лобанова Ростовского. Он отдан под офисы и большую часть года закрыт для экскурсий. Фото: Наталия Нечаева

Департамент культурного наследия утвердил предмет охраны дома № 43, строение 1, по Мясницкой улице (Красносельский район), известного как «особняк Лобанова-Ростовского». Некоторые из владельцев здания были причастны к открытию первой русской рисовальной школы, женитьбе Пушкина и созданию кремлевских курантов.

Бело-розовый особняк выглядит вросшим в землю: нижний этаж намного меньше верхнего. Еще бы: зданию больше трехсот лет, за это время вокруг него утоптался солидный культурный слой.

Таинственный зодчий

История дома началась на рубеже XVII–XVIII веков: тогда купец Федор Козмин возвел на Мясницкой каменные палаты в стиле барокко. В 1760-е годы, когда особняком владел генерал-аншеф Петр Панин, к главному дому приделали крылья. В 1791 году князь Александр Лобанов-Ростовский купил дом и перестроил его, отчего тот вытянулся в длину еще сильнее.

— Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова, — говорит москвовед Алексей Дедушкин. — Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо Кампорезе.

«По Мясницкой разъезжать…»

В 1820-е годы в доме некоторое время размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом Сергеем Строгановым — предшественница Московской государственной художественно-промышленной академии. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел Алексей Федорович Малиновский. Его супруга была хорошо знакома с Пушкиным и с семьей Гончаровых. Во время сватовства поэта, длившегося с апреля 1829-го по май 1830 года, Анна Малиновская выступала в качестве посредницы, пытаясь воздействовать на несговорчивую мать Натальи Николаевны. В это время Пушкин не раз бывал в гостях в особняке на Мясницкой — причем, видимо, исключительно из-за помощи, которую оказывала ему хозяйка. В письме Петра Вяземского к жене от 7 апреля 1830 года говорится: «…должен быть он влюблен в нее (Пушкин в Гончарову. — «МЦ») не на шутку, если ездит на вечера к Малиновскому». В стихотворении Пушкина «Дорожные жалобы», написанном в 1829-м или 1830 году, есть строки: «То ли дело быть на месте,// По Мясницкой разъезжать,// О деревне, о невесте// На досуге помышлять…» Не исключено, что имеются в виду визиты к Алексею Федоровичу и его жене. На свадьбе поэта, состоявшейся 18 февраля (2 марта) 1831 года, Анна Малиновская была посаженной матерью невесты.

Бьют часы на Спасской башне

В 1836 году особняк приобрели братья Иоганн и Николай Бутенопы, часовщики датских кровей. Куранты, установленные в 1852 году на Спасской башне, были изготовлены на их предприятии. При Бутенопах здание было приспособлено под производственные нужды и с тех пор не использовалось как жилое.

— В 1870-х годах в доме разместилась фабрика Липгарта, производившая сельскохозяйственные агрегаты, цемент, известь и алебастр, — рассказывает руководитель Департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов. — А в 1913 году здание вообще хотели снести, построить на его месте многоэтажный доходный дом...

Забота о старине

После революции в доме располагались учреждения. К началу XXI века здание сильно обветшало. В 2004–2008 годах арендатор («некоммерческое партнерство по развитию культуры и искусства») произвел комплексную реставрацию. Сейчас в усадьбе находятся офисы. Время от времени туда пускают экскурсантов.

Дом обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством. Забота о нем не прекращается: например, в 2016 году заново подреставрировали фасады. Теперь же художественной ценности каждого из элементов декора даны четкие определение и описание.

Фото: Наталия Нечаева
Фото: Наталия Нечаева

КОРИНФСКИЕ КАПИТЕЛИ

Колонны в центре дома увенчаны капителями (навершиями) так называемого «коринфского ордера» — похожими на корзины с листьями средиземноморского растения акант.

Фото: Наталия Нечаева
Фото: Наталия Нечаева

ЛЕПНЫЕ РОЗЕТКИ

Изящные медальоны-розетки украшают не только фасад особняка Лобанова-Ростовского, но и все стены дома. Как и другие элементы декора (барельефы, карнизы, колонны), они включены в предмет охраны особняка.

Кстати:

Во время редких экскурсий посетителям показывают древние своды XVII века, парадную лестницу, танцевальную залу (в ней сохранились печи с оригинальными вставками и полукруглый балкончик для музыкантов), а также огромную парадную столовую с барельефами на тему античной мифологии.

Справка:

Издали кажется, будто фасад дома Лобанова-Ростовского поддерживает множество колонн. На самом деле настоящие колонны — лишь в самом центре, похожем на триумфальную арку. Массивный ризалит (выступ), в нише которого виднеется полукруглое окно мезонина, поддерживают попарно сгруппированные коринфские колонны (их капитель, то есть верх, напоминает корзину с цветами и листьями). Боковые портики украшены пилястрами (фактически плоскими имитациями колонн) с ионическими капителями (завитками, похожими на бараньи рога).

Новости партнеров