Коллекция гармоней и портал в прошлое
5 октября отмечается День работников уголовного розыска. Музей Московского уголовного розыска, оказывается, есть в Тверском районе. Поэтому именно его мы и выбрали для очередной прогулки.
Корреспонденты «МЦ» прошлись по необычным музеям в самом сердце столицы и узнали, насколько разной может предстать перед нами Москва. В Тверском районе можно вернуться в Советский Союз, полюбоваться старинными инструментами музыкантов и докторов, восхититься невероятными скульптурами, собранными в одной мастерской, а также, если очень повезет, увидеть изнутри, где работали Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Приглашаем вас с собой в это путешествие. И хотя мы как будто знаем о Тверском районе все, на самом деле очень сложно объять необъятное. Но обо всем по порядку…
Гармоничная экскурсия
Начнем с не самого известного, зато крайне уютного Музея русской гармоники Альфреда Мирека, находящегося по адресу: 2-я Тверская-Ямская улица, 18. Здесь помимо особой атмосферы вас ждет одно из крупнейших в мире собраний гармошек, аккордеонов и баянов. Музей официально открылся в 2000 году, а до того это была частная коллекция советского и российского инструментоведа, музыкального педагога и ученого Альфреда Мирека.
— Он создал не просто коллекцию, а систематизировал ее, — рассказывает старший научный сотрудник музея, гармонист Геннадий Васильев. — Он передал свои инструменты, которые собирал долгие годы, в дар Москве, и при содействии бывшего мэра города Юрия Лужкова был открыт наш музей.
Сам Геннадий — лауреат множества премий, игравший в известных народных оркестрах, был лично знаком с Миреком, который выбрал именно его в качестве крайне ценного для своего заведения человека. Коллекционеру удалось уговорить артиста стать сотрудником музея, и, хотя поначалу Геннадий умудрялся совмещать выступления с новой работой, с 2002 года он полностью посвятил себя ей.
Но музыкальную деятельность не бросил и периодически дает концерты на самых известных площадках Москвы и Подмосковья. А еще он изучает разновидности гармошки, коих немало, и умеет играть чуть ли не на каждой представленной в коллекции.
Музей состоит из четырех тематических залов. В первом освещается история гармоники XIX — начала ХХ века: здесь можно увидеть как реконструкцию самой первой гармошки, так и различные вариации инструмента вроде гармошек размером со спичечный коробок или первого баяна. Тут вам расскажут, как производились инструменты и в каких городах, поведают о самых известных мастерах и могут дать послушать, как звучали инструменты. Второй зал посвящен гармонике как профессиональному инструменту. Здесь можно увидеть афиши и плакаты советских времен, модели, на которых играли известные музыканты. Два остальных зала рассказывают о самом музее Мирека и о зарубежных достижениях в области гармоники. Такой интеллигентный и красивый музей вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Позовите доктора
Музею истории медицины МГМСУ имени А. И. Евдокимова, расположенному на Долгоруковской улице, дом 4, строение 7, уже 35 лет. Изначально он также являлся коллекцией, но уже медицинских экспонатов, а теперь это самый настоящий кладезь всего, что связано с профессией врача и ее историей. Музей пережил несколько этапов перепланировки и реструктуризации, чтобы прийти к современному виду.
— У нас здесь чуть ли не каждый месяц приезжает что-то новое, так что экспозиция продолжает развиваться и пополняться, — рассказывает заместитель заведующего Центром развития историко-медицинских музеев России, сотрудник музея Артем Жмака. — Например, гипсовые бюсты, которые у нас стоят на подоконниках, я лично привез сюда на своей машине и сам их сюда поднял. И вот так по крупицам, по частицам все это создается.
Здесь можно увидеть множество старинных атрибутов медицины, инструментов, одежды и многого другого. Иногда выглядит это довольно пугающе. Чего стоит только парад стоматологических кресел, внушающий некоторым необъяснимый ужас одним своим видом. Или старинный деревянный ящик, похожий на орудие пыток... Его предназначение и принцип работы вы узнаете на экскурсии.
А ежегодно на «Ночь музеев» это место превращается в пространство без времени, где разгуливают чумные доктора с фонарями, стоят старинные медицинские машины и проводятся различные удивительные мероприятия. Но и в обычное время, если у вас достаточно крепкие нервы, вы сможете с удовольствием пройтись по этому интереснейшему музею, воспевающему столь трудную и ответственную специальность.
Вперед в прошлое
Для тех, кто ностальгирует по таким далеким и таким близким временам великого и могучего Советского Союза, а также для тех, кто в глаза не видел ничего, что связано с социалистическим прошлым России, на минус первом этаже Манежной площади (да-да, мы не ошиблись, адрес именно такой) открыт Музей СССР. Это уникальный сборник всего, что так или иначе относится к тем временам. До пандемии музей располагался в Сокольниках, а в самый центр он переехал всего полтора года назад.
— Мы собирали советские атрибуты потихоньку, — рассказывает директор музея Александр Попов. — Все начинается с двухтрех предметов в коллекции, а позже уже разрастается. И тут надо сделать выбор между двумя путями, ведь коллекционеры и музейщики — это разные направления. Коллекция, даже если она выставляется, — всегда для себя, а музей — для людей, для посетителей.
Плакаты, одежда, техника, посуда, игрушки — как будто это не спуск на минус первый этаж, а настоящий портал в прошлое. Больше всего впечатляют бережно воссозданные пространства вроде школьного класса, магазина виниловых пластинок или советской кухни. Коридор, несколько комнат — каждая из них посвящена определенному аспекту жизни гражданина Советского Союза. Кроме уже упомянутых стоит выделить кабинет военного руководства, где стоит стол с телефоном, висит карта и портрет Иосифа Сталина, а также модная комната с набором старинных духов и сушуаром (большой стационарный фен, который надевается на голову, подобно шапке). Каждому, кто интересуется, чем жили советские люди, хочет узнать их быт, понять их ментальность, строго рекомендуется заглянуть в этот уголок победившего социализма.
Удивительный мастер
Музеем более «классического» типа можно назвать Творческую мастерскую С. Т. Коненкова на Тверском бульваре, дом 28/17. Здесь вас ждут скульптуры и другие необычные изваяния из дерева и камня. Сергей Трофимович Коненков — знаменитый русский и советский скульптор и педагог. Здесь воссоздана его самая настоящая мастерская, где он творил свои шедевры. В 1947 году после возвращения из Соединенных Штатов Америки, куда Коненков временно эмигрировал, он поселился в этом доме, здесь жил, здесь же и работал. Музей состоит как из спален и кабинетов, так и из огромной комнаты, где выставлены почти все главные произведения скульптора. Тут вы узнаете его удивительную биографию (а прожил он 97 лет) и увидите некоторые уникальные вещи, которые выставлены только здесь.
Знали ли вы, что экзаменационная работа Коненкова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества была воспринята комиссией как издевка ввиду своей экстравагантности? Может быть, вы слышали о романе Коненкова с дочерью Альберта Эйнштейна? Ну последнее, конечно, преувеличенные слухи, но именно здесь вам расскажут, как было на самом деле. Самые странные, причудливые и невообразимые формы принимали обычные материалы в руках этого человека. Голова Иоганна Себастьяна Баха, похожая на медузу Горгону, и, наверное, самое сюрреалистичное творение мастера — изображение космоса в виде деревянного изваяния со множеством странных мифических фигур. Ходить по музею можно часами, ища скрытый смысл чуть ли не каждой скульптуры. Так что запаситесь временем, прежде чем нырнуть в этот странный мир воображения великого творца.
Подробно о профессии
До этого мы писали только о тех местах, которые можно свободно посетить, купив билет. Теперь же эксклюзив! В Музей Московского уголовного розыска, адрес которого — знаменитая Петровка, 38, попасть практически невозможно, если вы не являетесь сотрудником МВД или как минимум курсантом. В конце концов, здесь находится, мягко говоря, важный административный объект, так что ничего удивительного в этом нет. Нам же удалось побывать в этом музее, и выглядит он действительно впечатляюще. На данный момент ему 99 лет, открылся он аж в 1925 году, но нынешний свой вид приобрел только в 2015 году при содействии министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Экспонаты здесь в массе своей — это подлинные оружие, инструменты, форма и другие вещи, плотно связанные с работой уголовного розыска. Вся экспозиция представляет собой длинный коридор, вдоль которого расположились стеллажи с самой разнообразной информацией о преступниках и работе МУРа за 100 лет. Начиная с дореволюционных времен и заканчивая сегодняшним днем. Если видите здесь пистолет, это тот самый, если видите чей-то китель, он тоже настоящий, и так с каждым экспонатом. Наибольший интерес у курсантов, ходящих сюда на экскурсии, вызывают вращающиеся миниатюрные макеты мест преступлений, воссозданные лучшими театральными художниками. По сути, это своего рода учебный класс, где будущие сотрудники могут попрактиковаться в логическом мышлении. Также, само собой, рассказывается о героических заслугах советских и российских следователей и оперативников, спасавших человеческие жизни на протяжении десятков лет и отлавливавших самых опасных преступников своего времени. Конечно, здесь довольно тяжело будет находиться людям, плохо переносящим насилие, ведь, к сожалению, работа сотрудников МУРа связана именно с ним. Без купюр изображены тут злодеяния самых разных мастей, начиная с коварных ограблений и заканчивая преступлениями куда хуже. Именам героев и их историям уделено здесь особое внимание. Без внимания не оставляют и самых известных вымышленных муровцев — Глеба Жеглова и Володю Шарапова из советского сериала «Место встречи изменить нельзя». Как минимум памятник им стоит у главного входа в здание, а как максимум — здесь можно узнать, с кем консультировались братья Аркадий и Георгий Вайнеры, написавшие «Эру милосердия», по которой был снят фильм.
В этом музее, несмотря на пугающие элементы, начинаешь понимать, насколько удивительна и трудна такая профессия, как сотрудник уголовного розыска, и проникаешься все большим уважением к этим людям.
В ТЕМУ
В курсантам Музее Московского уголовного розыска демонстрируют уголовного обучающие розыска видеоматериалы, где сотрудники рассказывают о преступлениях недавнего прошлого и о том, как шло следствие и задержание подозреваемых. Это поможет будущим полицейским разобраться, как в целом будет проходить их работа и на что следует обращать внимание.
ИНТЕРЕСНО
Сергей Коненков — автор портретов писателя Ивана Тургенева, поэта Владимира Маяковского, ученого Константина Циолковского, памятников поэту Александру Пушкину, писателю Льву Толстому, художнику Василию Сурикову, надгробия писателю Михаилу Пришвину.
Скульптор выполнил обещание, данное Максиму Горькому во время встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, ее дочери Нины и матери — Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста».
ЦИФРА
7 тематических комнат в Музее СССР перемещают посетителя в удивительное пространство прошлого. Здесь бы в пору снимать кино о тех временах, настолько аутентично смотрятся эти комнаты.