Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Коллекцию собираем всей семьей

10 ноября 2020 года. Некоторые фигурки для коллекции искусствовед Николай Жук находил в других странах. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
10 ноября 2020 года. Некоторые фигурки для коллекции искусствовед Николай Жук находил в других странах. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
10 ноября 2020 года. Некоторые фигурки для коллекции искусствовед Николай Жук находил в других странах. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
10 ноября 2020 года. Некоторые фигурки для коллекции искусствовед Николай Жук находил в других странах. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Житель Тверского района, антиквар, дизайнер и искусствовед Николай Жук собрал коллекцию русской фарфоровой пластики. Объектом внимания Николая стала серия «Народы России» производства завода Гарднера XIX–XX веков. Особый смысл эта серия обрела сейчас, спустя более полутора веков.

Семья Николая всегда занималась историей искусства и различной выставочной деятельностью. Бывало, экспонаты даже заменяли ему в детстве игрушки.

— Как-то в купе поезда перед изумленными глазами пассажиров, я играл парой бронзовых статуэток начала XIX века. Это были гладиаторы. Мне было всего шесть, и это был частный случай. Родители привили мне любовь и уважение к предметам искусства и старины, — говорит коллекционер.

С особым пиететом он относится к фарфоровым статуэткам XIX века московского завода Гарднера. Семья Николая в течение нескольких десятилетий собирает серию «Народы России». Сейчас она состоит из трех десятков 20-сантиметровых раскрашенных вручную фигурок людей. Они представляют население страны в разные исторические эпохи. Танцоры и торговцы, солдаты и духовенство, молодые люди, девушки, дети и старики в различных жизненных ситуациях — весь спектр и колорит жизни России.

Благодаря миниатюрам серии современные историки могут проследить стиль, моду и изменения образа национальных костюмов.

— Скульпторы ответственно подходили к своему делу. На миниатюрах видны мельчайшие элементы платья. Можно проследить привычки тех или иных персонажей, — рассказывает Николай.

По-настоящему ценные экземпляры найти не просто: есть множество подделок, а еще надо знать, где и что искать.

— Как-то в начале нулевых я отправился в Египет. Мне нужны были элементы для декора, тогда был очень популярен стиль фараонов. И вот на одном из блошиных рынков Хургады я увидел фарфоровую статуэтку, полностью отвечавшую параметрам нашей серии «Народы России». Она изображала местечкового иудейского священнослужителя. Я осторожно взял ее в руки, перевернул и заметил клеймо — русский двуглавый орел. Сомнений быть не могло, это завод Гарднера и как минимум конец XIX века, — вспоминает Николай. — Когда и какими судьбами этот фарфоровый ребе оказался на Ближнем Востоке, понятия не имею. Продававший его египтянин не знал истинную ценность своего товара. Поэтому я купил статуэтку за смешные деньги — ненамного дороже сувенирного магнита на холодильник. И получается, статуэтка вернулась на Родину, в Россию.

Серия «Народы России» частично собрана в усадьбе Кусково и в Государственном музее керамики.

— Уверен, что в скором времени серия возобновится и мы увидим ее современное развитие. Появятся фарфоровые статуэтки, изображающие наши современные образы. А через столетие наши праправнуки будут их коллекционировать, — отмечает Николай Жук.

 

КСТАТИ

Изображения московского герба появились на изделиях фабрики Гарднера не случайно. Этой чести Франц Яковлевич удостоился лично от Екатерины

Великой, аудиенцией которой был вознагражден за высочайшее качество изделий. Он представил ко двору орденские сервизы: сначала Георгиевский, затем сервизы в честь орденов святого Владимира, святого Андрея Первозванного и Александра Невского.

Новости партнеров