Композитор Дмитрий Ветров: Актуальна ли музыка Цоя в наше время
Автор - обозреватель "Москвы.Центра" Дмитрий Ветров
Роль любого артиста - улавливать веяния времени и доносить их до слушателей именно в тот момент, когда они осознают потребность в новизне, но еще не понимают, чего конкретно они хотят услышать. Такими были музыканты группы «Кино».
В хорошем смысле слова, эта группа эксплуатировала приемы готик-рока второй волны ("Вторая волна" или "второе поколение" готической сцены - это, в европейском и американском понимании, возрождение самой ранней готики восьмидесятых, которое выпало на период буйства самых разнообразных популярных стилей и направлений, которыми характеризуются 80-е . Вторая волна - это электронная, компьютерная музыка, новые машины для синтеза и обработки звука, которые окрасили стиль музыкантов этой эпохи. - прим. автора), с характерной, стерильно ровной и динамичной стеной электронных битов, на которую ложилась мягкая и завораживающая проекция объемного вокала и далеких мистических, слегка жужжащих гитар.
В случае Цоя это понятие - вторая волна, более размыто, и отличается от классического западного понимания, так как российская сцена того времени была формально изолирована от общемировых тенденций, и готика в исполнении "Кино" - только по дате возникновения попадает под это определение. Еще, в историческом понимании, готика - это эксперимент со звуком, чем Цой также занимался.
Актуальна ли музыка Цоя в наше время? Моему поколению было суждено познакомиться с мэтрами русского рока и советского андеграунда в годы, когда по каналу «ТВ6-Москва» Владимир Епифанцев и Анфиса Чехова представляли программу «Дрема», а все приемники вещали «Черную луну» и «Моряка» Агаты. Безусловно, это была настоящая, наша «Новая волна», пусть с сильным налетом нашего же декаданса. Это был тот самый «русский дух» и пахло в те годы действительно Русью, которая уже не нуждалась в западных заимствованиях и переломах.
Поколение, родившееся десятилетием позднее, уже будет наизусть знать всю Земфиру, а мои ровесники, собравшись на кухне, теперь скорее процитируют «Что держит вместе детей декабря…» и «Дай мне напиться железнодорожной воды» группы "Аквариум".
Даже на фоне сегодняшней «ностальгии» молодежи по пионерскому Советскому союзу, вылившейся в такие музыкальные проекты, как «Электроника-302», «Фруктовое облако», и прочее, в музыке «Кино» нет актуальной потребности, каковой она была хотя бы на момент выхода «АССА».
Общий климат и обстановка, в которой воспитывается каждое новое поколение будущих ценителей музыки и искусства, с каждым годом безнадежно удаляются от понимания тех культурологических сил, что привели к появлению феномена Цоя.
Но как бы мы ни относились к группе «Кино» сегодня, в каждой отдельно взятой культурной эпохе есть фигуры, что задают ориентиры. Были ли Виктор Цой подобным ориентиром? Безусловно. И именно таким он останется в истории отечественной музыки, независимо от личных пристрастий критиков и поклонников, и независимо от новых культурных тенденций, что готовит нам завтрашний день.