Опрос

1 декабря отметят Всемирный день катания на коньках. А Вы знаете, какой из фактов о катках в центре Москвы неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Композитор любил торговаться за яблоки

Общий вид дома№ 36, строение 3, по Большой Грузинской. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Общий вид дома№ 36, строение 3, по Большой Грузинской. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Общий вид дома№ 36, строение 3, по Большой Грузинской. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Общий вид дома№ 36, строение 3, по Большой Грузинской. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

На днях завершился капитальный ремонт дома № 36, строение 3, по Большой Грузинской (Пресненский район). Самым известным его жильцом был композитор Георгий Свиридов (1915–1998).

Сегодня о Георгии Свиридове (на фото) напоминает только мемориальная доска, установленная в 2018 году. Племянник композитора, музыковед Александр Белоненко, много лет пытался организовать в доме музей, но безуспешно.

Подальше от коллег

На фото композитор Георгий Свиридов
На фото композитор Георгий Свиридов

Георгий Свиридов переехал в Москву в 1956 году. Первые двенадцать его столичных лет прошли в кооперативном доме Союза композиторов на улице Огарева (так тогда назывался Газетный переулок), 13. По словам Александра Белоненко, жить в окружении коллег Свиридову было неуютно. И его переселили на Большую Грузинскую. Дом № 36, строение 3, был возведен к 1937 году для высокопоставленных сотрудников Наркомата оборонной промышленности.

— Почему Свиридову дали квартиру именно в этом доме — я не знаю, — пожимает плечами Александр Белоненко. — К Георгию Васильевичу в это время хорошо относились, в 1968 году он стал первым секретарем Союза композиторов РСФСР.

К тому времени Свиридов жил вдвоем с третьей женой, Эльзой Густавовной. Сначала, в 1968 году, им досталась трехкомнатная квартира № 57 на третьем этаже. В ней, по воспоминаниям Александра Белоненко, «было тесновато». Спустя 18 лет, в 1986-м, Свиридовым дали четырехкомнатную квартиру № 62 на шестом этаже.

Обедать среди книг

Самой просторной комнатой в квартире № 62 был кабинет — Александр Белоненко утверждает, что его площадь превышала 30 квадратных метров. Там стояли рояль, старинный стол с зеленым сукном и, конечно, книжные шкафы.

— У Свиридова была большая библиотека, — вспоминает Александр Белоненко. — Она разместилась на полках, образовавших стенку, и еще напротив был шкаф, полностью занятый поэзией.

Впрочем, часть книг приходилось держать в 20-метровой столовой. Там у дверей стоял книжный шкаф, посреди комнаты — обеденный стол, у окна — «горка» с посудой. А еще там была большая «стенка».

— Левая секция — ближе к окну — была полностью отдана нотным рукописям, — рассказывает Белоненко. — В центральной, остекленной, части располагались чайные сервизы, точнее, их остатки, большое количество игрушек, произведений народных мастеров. В той же секции на верхних полках находились книги по искусству. В правой секции хранились разные бытовые вещи, а также были полки с рукописями Свиридова, статьями, тетрадями его записей.

 Капитель каждой пилястры украшена звездой, серпом и молотом. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Капитель каждой пилястры украшена звездой, серпом и молотом. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Большая — 30 квадратных метров — спальня выходила окнами во двор. В ней не было ничего, кроме двух кроватей, платяного шкафа и старинного стола с мраморной доской.

— Из спальни вела дверь на балкон — он был длинный, метров девять, — говорит Александр Белоненко. — Мы шутили, что его можно сдавать кому-нибудь в аренду. Еще в квартире была маленькая комнатка, в которой размещали на ночь гостей. Там укладывался и Александр Белоненко, если останавливался у дяди.

Свиридовы были хлебосольны. О кулинарных талантах Эльзы Густавовны пишут многие мемуаристы. Композитор тоже принимал посильное участие в бытовых хлопотах.

— Он любил ходить на Тишинский рынок, — приводит пример Белоненко. — Любил разговаривать с продавцами, торговаться. Вообще, он умел общаться с людьми, легко начинал разговор первым.

Жизнь на два города

Георгий Свиридов скончался 6 января 1998 года, пережив обоих сыновей от предыдущих бра ков. Наследницей авторского права и движимого имущества стала его сестра Тамара — мать Александра Белоненко и его брата Василия. Квартиру № 62 унаследовала бездетная Эльза Густавовна и приватизировала — но в мае 1998 года умерла. Александр и Василий Белоненко по личному разрешению московских властей выкупили жилье и поселились там с матерью.

— Я добивался, чтобы эту квартиру сделали музеем, — говорит Александр Сергеевич. — Мы ничего не меняли, не делали ремонта...

Квартиру обследовала комиссия из Российского национального музея музыки имени Глинки. Решили, что встречать там экскурсантов неудобно (шестой этаж жилого дома, нет черного хода). Тамара Белоненко к тому времени умерла, а ее сыновьям, у которых было жилье еще и в Петербурге, стало трудно разрываться между городами.

В ноябре 2017 года бывшую квартиру Свиридова продали. Всю обстановку столовой и кабинета и почти все книги отправили в Курск, где композитор вырос. Там планировалось организовать музей Свиридова, но подходящего здания не нашлось. В конце концов мемориальную экспозицию устроили в городе Фатеж в 45 километрах от Курска, в доме, где Свиридов родился. Александр Белоненко надеется, что со временем в этом здании создадут настоящий музей и вещи из квартиры на Большой Грузинской займут там достойное место.

КСТАТИ

Самые известные произведения Георгия Свиридова:

— цикл «Курские песни» для смешанного хора и оркестра (1964, слова народные). Он дал начало течению в русской музыке «новая фольклорная волна».

— сюита к фильму Михаила Швейцера «Время, вперед» (1965, экранизация одноименного романа Валентина Катаева). Ее фрагмент много лет используется в заставке телепрограммы «Время».

— «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

На фото Алексей Вульфов
На фото Алексей Вульфов

Алексей Вульфов, автор книг о Георгии Свиридове:

Я познакомился с Георгием Васильевичем в конце 1987 года. Много раз бывал у него дома: я работал в Союзе композиторов в организационно-творческой комиссии. Зимой Георгий Васильевич просил меня сходить с ним на Тишинский рынок: он боялся упасть. Я брал его под руку, и мы брели — а кругом ужасающая грязь, лохмотья рваных бумаг. Рубеж 1991–1992 годов, жуткое безвременье... Он выбирал мясо и яблоки и получал огромное удовольствие от процесса. Вспоминал, какие красивые яблоки были в Курске и как их было много — «возами стояли»! Дома Эльза Густавовна встречала нас обедом и чаем. Георгий Васильевич мог и посуду помыть, и в магазин спуститься за минеральной водой и хлебом. А вот с чисто мужской домашней работой ему помогал певец Александр Филиппович Ведерников: он мог Свиридову и проводку починить, и елку подключить.

Новости партнеров