Корону балерине выбирали библиотекари
В Российской государственной библиотеке искусств (Тверской район) до 9 февраля будет идти выставка «Две богини», посвященная Галине Улановой и Майе Плисецкой. В библиотеке есть уникальные материалы, связанные с Улановой и Плисецкой: одни появились там благодаря их поклонникам, другие — благодаря самим балеринам.
...Пожелтевший бланк, заполненный летящим почерком, — верхушки прописных букв взлетают над строками, как солисты — над рядами кордебалета. «Заявление» № 226 от 23 августа 1945 года. Меньше чем через три месяца, 13 октября, двадцатилетней Плисецкой предстоит дебютировать в заглавной партии балета «Раймонда». Она просит подобрать «научно-художественный материал» — изображения, которыми будут руководствоваться художники по костюму. Задание — «найти головные уборы для Раймонды (XVI–XVII века в Венгрии)», в графе «Каких классов быт» ответ: «Аристократия». Этим убором оказалось что-то вроде маленькой короны.
— Известно, что, готовясь к роли, Майя Плисецкая уделяла внимание и сценическому образу героини, — рассказывает директор Российской государственной библиотеки искусств Ада Колганова. — Но современному человеку наверняка покажется удивительным, что балерина ради этого обращалась в библиотеку.
Есть на выставке эксклюзивные материалы, связанные и с именем Галины Улановой. Например, подборка сценических снимков Мирона Шерлинга(1880–1958): изображения напоминают черно-белые репродукции картин импрессиониста.
— Шерлинг обрабатывал каждый кадр вручную, — объясняет заведующая отделом культурных программ РГБИ Екатерина Шумянцева. — Такой коллекции негативов Шерлинга, как в нашей библиотеке, нет нигде в мире.
Снимки Улановой, сделанные вне сцены, интересны, может быть, даже более, чем сценические. Галина Сергеевна была человеком закрытым, поэтому мало кто вообще видел ее в неформальной обстановке. На выставке показана коллекция фото, сделанных последним супругом Улановой Вадимом Рындиным в совместных путешествиях. Есть и снимки, сделанные москвичом Сергеем Лисевицким (1915–1994): он известен не только как подвижник православной церкви, но и как старейший читатель Библиотеки искусств.