Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Красуются как новенькие!

Антон Востриков показал отреставрированные скульптуры. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
Антон Востриков показал отреставрированные скульптуры. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
Антон Востриков показал отреставрированные скульптуры. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»
Антон Востриков показал отреставрированные скульптуры. Фото: Андрей Мишин, «Вечерняя Москва»

Скульптурная группа «Наука и труд» на доме 2А по Смоленской набережной отреставрирована. Точнее — «воссоздана». За годы жизни композиция обветшала и разрушалась, но вот исполины, помолодев, вновь украшают крышу.

Построенный в середине 1950-х годов дом не просто так называется «Домом геологов» — он предназначался для работников Министерства геологии Советского Союза. Здание сдержанно украшено со стороны фасада и боковой части. Но, конечно, главным украшением дома всегда были четыре фигуры, стоящие на крыше. С какого-то момента их разрушение стало фатальным и небезопасным для окружающих.

Исполины выздоровели

В 2014 году не юный уже дом был признан объектом культурного наследия. И тут проблемы поднялись в полный рост.

— Наше законодательство иногда просто поражает, — рассказывает председатель правления ТСЖ «Геолог» Антон Востриков. — По нему за дом-памятник отвечает его собственник. Поскольку жильцы формально являются собственниками многоквартирного дома, то их собственностью являются и скульптуры. А значит, они должны содержать и их…

В течение долгого времени тема статуй была для «Дома геологов» и его руководства головной болью. Куда бы ни обращались, ответ один: «Делайте за свой счет». Несколько лет назад статуи замотали защитными полотнищами, что сделало их более безопасными, но пугающими.

— На наше счастье, Департамент культурного наследия взял эти скульптуры в работу, — вспоминает Антон Востриков. — Руководитель департамента Алексей Емельянов приезжал к нам сам, осмотрел скульптуры, и было принято решение об их ремонте за счет городского бюджета. Весной текущего года начались работы, и вот на днях реставрация завершилась. Работу провели скрупулезную, и, конечно, хотелось бы отдельно поблагодарить реставраторов за отличную работу. Они сначала снимали 3D модель с наших статуй, потом делали слепки их частей, и уже по ним были отлиты фигуры. Сейчас вы видите полную копию творения скульптора Орехова. Кстати, работы курировал его сын — тоже архитектор, руководитель Музея имени Орехова. Увы, в свое время при строительстве статуй в 1956 году была допущена ошибка в технологии. Объясню просто: представьте себе шоколадного Деда Мороза, которого наполнили водой и положили в морозилку. Что с ним произойдет? То же было и со статуями, потому что сверху они были покрыты слоем глины, а внутри залиты бетоном. Разные коэффициенты растяжения материалов привели к тому, что при замерзаниях зимой и перегревах летом статуи пошли трещинами и начали разваливаться.

От проблем не спрячешься

Увы, радость полностью о проблемах забыть не дает.

— Мы очень благодарны и мэрии, и Департаменту культурного наследия, и реставраторам. Но глобальная проблема никуда не ушла. В центре города много домов, которые получили статус домов-памятников. Их содержание не может быть возложено исключительно на жильцов, поскольку никогда у них не будет достаточно денег для их содержания. История с нашим домом должна являться примером и, возможно, двигателем, который сможет изменить в этом плане законодательство РФ.

Опасения понятны: статуи отреставрировали, а если надо реставрировать фасад, что делать?
— Вот сейчас, например, острая тема — кондиционеры. С этой проблемой в городе сталкиваются очень многие! У нас с фасадной, солнечной стороны, кондиционеры были размещены на стене в соответствии с законодательством РФ. Поскольку сторона это солнечная и температура летом в квартирах поднимается выше сорока градусов, без них жить невозможно. Дом стал объектом культурного наследия уже с кондиционерами.

Жители и руководство дома, рассказывает Востриков, предлагают простое решение: согласовать место установки кондиционера и цвет закрывающей его сетки-корзины.

— Казалось бы, чего проще: будет аккуратно, и люди не будут ущемлены в правах. Департамент культурного наследия и рад бы помочь, но формально требуют проекта, а он стоит миллионы. Но проблема-то — общая: мы видим кондиционеры на здании МИДа, на доме Жолтовского. У нас жильцы, имеющие балконы, перенесли кондиционеры на них за свой счет. Потому что ощущают социальную ответственность, любят город, хотят, чтобы он выглядел только лучше. Но что делать тем, у кого балконов нет? Мне кажется, властям нужно идти навстречу жильцам, искать компромиссы.

Каким видится Антону Вострикову вариант разумного подхода к совместному с городом управлению домом-памятником? — Мне кажется, каждому дому-памятнику нужно выделять куратора, ответственное лицо, с которым раз в год все осматривалось бы и принималось решение, условно — так, красим стены подъезда, это не возбраняется. А вот эта деталь — ценная, является культурным наследием, для ее ремонта разрабатывается документация…

Кажется — логичнее и не скажешь. И с подобными проблемами столкнутся все жильцы объектов культурного наследия. Без помощи города справиться с ними не получится.

СПРАВКА

«Домгеологов» — здание на Смоленской набережной возле моста метро, представитель сталинского ампира. Его архитектором был знаменитый Андрей Ростковский, автор скульптур на крыше — скульптор, народный художник РСФСР Юрий Орехов, автор памятника маршалу Георгию Жукову около станции метро «Каширская» и других работ. Скульптурная композиция «Наука и труд» Орехова — с аттиком в центре и четырьмя скульптурами вокруг него — украшала дом с 1956 года.

Новости партнеров