Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Кресты из глубины веков

Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

13 ноября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Кресты Рогожской Слободы. Каменная резьба XVI века. Итоги реставрации».

Археология уже не одно столетие удивляет нас открытиями и находками. И по сей день время от времени обнаруживается под культурным слоем нечто такое, что навсегда станет мировым достоянием. Но мало просто найти какой-то артефакт, необходимо еще придать ему надлежащий внешний вид, чтобы мы понимали всю ценность находки.

Столетия в забвении

Именно такой работой занимаются реставраторы, готовые досконально и с хирургической точностью восстанавливать предметы старины.

— Наша выставка посвящена итогам реставрации четырех белокаменных произведений, четырех крестов, которые были найдены в церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе, — рассказывает старший научный сотрудник научнофондового отдела музея имени Андрея Рублева Светлана Гаркуша. — Найдены они были аж в 1987 году в подвалах храма при проведении восстановительных работ. Храм пять лет находился в статусе филиала музея, и потому наши сотрудники помогали. Как объяснила Светлана, в 2021 году художником-реставратором музея Анастасией Макаровой было отобрано четыре белокаменных креста на плановую реставрацию.

— Перед нами открылось больше, чем мы предполагали изначально увидеть, — отмечает сотрудница. — Кресты находились под довольно большим слоем загрязнений, но после расчистки мы смогли прочитать древние надписи, которые до того от нас были скрыты. Тогда мы смогли точно датировать их XVI столетием, а один из крестов даже сохранил на себе имя усопшей.

Не так просто, как казалось

На фото надгробный крест, вторая-третья четверть XVI века после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
На фото надгробный крест, вторая-третья четверть XVI века после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

По своей сути кресты являются надгробиями, а потому, на первый взгляд, датировка их не звучит как сложная задача, однако не все так просто.

— То, что вы видите, — это результат работы большого числа специалистов, которые работали над тем, чтобы убрать все лишнее, изучить каждый из артефактов, — говорит Анастасия Макарова.

— Один из крестов мы собирали по частям, и поначалу даже не были на сто процентов уверены, что это фрагменты единого целого. На первых порах стыковка двух элементов не удавалась, а потому мы на время отложили это дело и вернулись к нему уже через год, тогда все и получилось.

Открыть для всех

Экспозиция находится в небольшом темном помещении, по периметру которого расположены как сами кресты, так и подробная о них информация. Один красуется на постаменте в центре комнаты. Это именно тот, который удалось и более конкретно датировать (1568– 1569 годы), и даже обнаружить имя некой Мавры Борисовны Окуловой. Также была создана цифровая копия каждого из предметов — на экране можно увидеть 3D-модели.

Конечно, целиком восстановить изначальный вид и форму не представлялось возможным, а потому вокруг экспонатов, что сохранились фрагментарно, нанесен контур их полной формы. Хотя, по словам экспертов, даже эти контуры — только предполагаемые. Более полную информацию о процессе реставрации и особенностях артефактов можно узнать в специальном научном каталоге, подготовленном к открытию выставки.

—Я была хранителем фонда археологических материалов в музее имени Андрея Рублева на протяжении трех с половиной лет, — рассказывает Светлана Гаркуша. — Я и наш отдел занимаемся как хранением предметов, так и их научным изучением. Мы работали и со старинными изразцами, и, конечно же, с белым камнем.

Светлана делится, что в процессе работы над лапидарием (коллекцией образцов древнего искусства и письменности на каменных плитах. — «МЦ») возникла идея открыть его для посетителей, а не только для внутреннего пользования.

— Мы очень рады, что руководство нашего музея проявляет большой интерес к этой части коллекции и уделяет ей большое внимание! — заключает сотрудница.

Новости партнеров