Опрос

Первый в мире музей игрушки был основан 17 октября в 1918 году Николаем Бартрамом. Знаете ли Вы, где изначально располагалось это культурное учреждение?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Кресты из глубины веков

Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Анастасия Макарова показывает поминальный крест после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

13 ноября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Кресты Рогожской Слободы. Каменная резьба XVI века. Итоги реставрации».

Археология уже не одно столетие удивляет нас открытиями и находками. И по сей день время от времени обнаруживается под культурным слоем нечто такое, что навсегда станет мировым достоянием. Но мало просто найти какой-то артефакт, необходимо еще придать ему надлежащий внешний вид, чтобы мы понимали всю ценность находки.

Столетия в забвении

Именно такой работой занимаются реставраторы, готовые досконально и с хирургической точностью восстанавливать предметы старины.

— Наша выставка посвящена итогам реставрации четырех белокаменных произведений, четырех крестов, которые были найдены в церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе, — рассказывает старший научный сотрудник научнофондового отдела музея имени Андрея Рублева Светлана Гаркуша. — Найдены они были аж в 1987 году в подвалах храма при проведении восстановительных работ. Храм пять лет находился в статусе филиала музея, и потому наши сотрудники помогали. Как объяснила Светлана, в 2021 году художником-реставратором музея Анастасией Макаровой было отобрано четыре белокаменных креста на плановую реставрацию.

— Перед нами открылось больше, чем мы предполагали изначально увидеть, — отмечает сотрудница. — Кресты находились под довольно большим слоем загрязнений, но после расчистки мы смогли прочитать древние надписи, которые до того от нас были скрыты. Тогда мы смогли точно датировать их XVI столетием, а один из крестов даже сохранил на себе имя усопшей.

Не так просто, как казалось

На фото надгробный крест, вторая-третья четверть XVI века после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
На фото надгробный крест, вторая-третья четверть XVI века после реставрации. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

По своей сути кресты являются надгробиями, а потому, на первый взгляд, датировка их не звучит как сложная задача, однако не все так просто.

— То, что вы видите, — это результат работы большого числа специалистов, которые работали над тем, чтобы убрать все лишнее, изучить каждый из артефактов, — говорит Анастасия Макарова.

— Один из крестов мы собирали по частям, и поначалу даже не были на сто процентов уверены, что это фрагменты единого целого. На первых порах стыковка двух элементов не удавалась, а потому мы на время отложили это дело и вернулись к нему уже через год, тогда все и получилось.

Открыть для всех

Экспозиция находится в небольшом темном помещении, по периметру которого расположены как сами кресты, так и подробная о них информация. Один красуется на постаменте в центре комнаты. Это именно тот, который удалось и более конкретно датировать (1568– 1569 годы), и даже обнаружить имя некой Мавры Борисовны Окуловой. Также была создана цифровая копия каждого из предметов — на экране можно увидеть 3D-модели.

Конечно, целиком восстановить изначальный вид и форму не представлялось возможным, а потому вокруг экспонатов, что сохранились фрагментарно, нанесен контур их полной формы. Хотя, по словам экспертов, даже эти контуры — только предполагаемые. Более полную информацию о процессе реставрации и особенностях артефактов можно узнать в специальном научном каталоге, подготовленном к открытию выставки.

—Я была хранителем фонда археологических материалов в музее имени Андрея Рублева на протяжении трех с половиной лет, — рассказывает Светлана Гаркуша. — Я и наш отдел занимаемся как хранением предметов, так и их научным изучением. Мы работали и со старинными изразцами, и, конечно же, с белым камнем.

Светлана делится, что в процессе работы над лапидарием (коллекцией образцов древнего искусства и письменности на каменных плитах. — «МЦ») возникла идея открыть его для посетителей, а не только для внутреннего пользования.

— Мы очень рады, что руководство нашего музея проявляет большой интерес к этой части коллекции и уделяет ей большое внимание! — заключает сотрудница.

Новости партнеров