Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Кропотливая работа

Главный реставратор проекта Юлия Гапоненко. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Главный реставратор проекта Юлия Гапоненко. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Главный реставратор проекта Юлия Гапоненко. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Главный реставратор проекта Юлия Гапоненко. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

В эту субботу для столичных старшеклассников пройдет мастер-класс по реставрации кирпичной кладки здания конца XIX — начала ХХ столетия.

Символический старт началу масштабной реставрации уникальных зданий в Пресненском районе столицы решили дать… школьники. Доверить будущему поколению восстановление элементов более чем столетней давности — поступок смелый, но под чутким руководством специалиста — дело интересное и увлекательное. Тем более что дети готовы проявлять старание, выполнять работу кропотливо и бережно.

Это уже второй мастер-класс, который проходит на Пресне. Здесь располагаются четыре корпуса мастерских Московско-Александровской железной дороги. Все эти здания будут бережно восстановлены в рамках крупнейшего проекта редевелопмента. На первом мастер-классе детям рассказали об их истории. Корпуса электромашиностроительного завода «Памяти революции 1905 года» ведут свою историю с 1869 года — более полутора веков назад было принято решение о строительстве Московско-Александровской железной дороги. Сегодня четыре корпуса наделены статусом объекта культурного наследия и представляют особую историческую ценность для города. Вскоре после десятилетий безвестности они обретут новую жизнь и станут смысловым центром современного городского квартала. Но до того, как это произойдет, свою главную роль в восстановлении уникальных сооружений выполнят реставраторы. Семиклассники познакомились с тем, что и как делают профессионалы, поближе.

Участницы мастер-класса София Файзулина (слева) и Варвара Петрова покрывают кирпич специальным составом. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Участницы мастер-класса София Файзулина (слева) и Варвара Петрова покрывают кирпич специальным составом. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

— Реставрация объектов культурного наследия — процесс сложный. Важно сохранить оригинальную кладку капитальных стен и фасадов, — говорит главный реставратор проекта Юлия Гапоненко. — Специалисты вручную расчистят от загрязнений, докомпануют и усилят специальным составом несколько десятков тысяч кирпичей, которые более века определяли исторический облик Пресни. Яна Хромова и Варвара Петрова вместе с другими участниками мастер-класса прикоснулись к наследию прошлого. Смахнули вековую пыль, начали обрабатывать поверхность кирпичей специальным раствором для укрепления. В ход пошли кисточки и салфетки. Главное — суметь обработать все сколы и выбоины каждого кирпича. Второе занятие для школьников состоится в субботу. Сами же здания несколько лет будут закрыты для посещения. Специалисты приступят к работам летом. Наиболее активные этапы запланированы в теплое время года — процесс реставрации объектов культурного наследия регламентирован и имеет особые требования, в том числе к температурному режиму.

— Кропотливые работы начнутся с вычинки наружной кладки фасадов. Постель каждого кирпича ручным способом расчистят, просушат, пропитают специальными составами для укрепления и обессолят. Затем проведут комплекс работ по докомпановке и восполнению утрат кирпичной кладки составами, максимально приближенными по прочностным, структурным и визуальным характеристикам. Завершающим этапом станет тонировка лессирующими составами (специальные полупрозрачные материалы, выполняющие защитные и декоративные функции. — «МЦ») в цвет кирпича и гидрофобизация. Все работы будут проводиться на основании согласованного проекта реставрации и под контролем специалистов Департамента культурного наследия города Москвы, — рассказал Илья Чепрасов, руководитель девелоперской компании.

В течение нескольких лет специалистам предстоит восстановить конструктивные и декоративные особенности зданий. В частности, по сохранившимся образцам из оригинального кирпича воссоздадут фрагменты венчающего карниза, оформленного сухариками и плоскими стилизованными машикулями (так назывались нависающие над стеной укрепления наклонные проемы, через которые вели стрельбу и лили расплавленную смолу на осаждающих).

Каждому зданию придумано свое функциональное предназначение в будущем городском квартале. Так, бывший цех 1870–1900 годов станет центром науки и творчества. Вскоре здесь заработает детский сад. В машинном отделении 1900-х годов разместится гастрономическое пространство. На территории перед фуд-холлом под открытым небом благоустроят Сборную площадь, которая станет площадкой, круглый год насыщенной яркими городскими событиями. Цех 1870–1880-х годов превратится в торговую аллею с концептуальными магазинами российских дизайнеров. Кроме того, в здании 1900-х годов разместят фитнес-центр с бассейном.

— Ранее закрытая промышленная территория ремонтных мастерских станет центром притяжения городского масштаба, — резюмировал Илья Чепрасов.

НА ЗАМЕТКУ

Построенные между 1869 и 1907 годами здания вагоноремонтных мастерских Московско-Александровской железной дороги являются уникальным сохранившимся образцом промышленной неоготики. Использование именно красного кирпича отразило архитектурные тенденции начала XХ столетия, эпохи прогресса и бурного индустриального развития.

Новости партнеров