Опрос

В Москве установили большое количество праздничных елок перед празднованием Нового года. А какая ель, установленная в центре города, Вам понравилась больше всего?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Куклы добавят роману мистики

АктерИгорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — ПонтиемПилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева
АктерИгорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — ПонтиемПилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева
АктерИгорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — ПонтиемПилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева
Актер Игорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — Понтием Пилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В этот юбилейный год музей-театр имени одного из самых загадочных писателей и публицистов прошлого столетия выпускает первый кукольный спектакль по мотивам романа «Мастер и Маргарита».

Среди утопающих в таинственную тьму кулис вот-вот родится фантастическая история. Завораживающая мелодия набирает силу. И уже на Патриарших прудах Аннушка разлила свое подсолнечное масло. Репетиции спектакля выходят на генеральный рубеж.

— Но действо начинается не с Патриарших, — уточняет режиссер нового спектакля «Булгаков. Куклы» Ольга Аничкова. — Мы представили, как в свои не лучшие годы писатель Михаил Булгаков был обуреваем самыми грустными мыслями. И как к нему, возможно, на его письменный стол спустились (в его фантазиях) герои — небезызвестная четверка во главе с Воландом.

Идея кукольного спектакля родилась два года назад. Она сподвигла к созданию первых четырех экспериментальных кукол.

— Мне их сделал мастер-кукольник Борис Чернышев. Когда я их увидела, поползли настоящие недетские мурашки! Причем в сотворении их было все просто. Голова — комок папье-маше, туловище — незатейливые ткани, роста всего 60 сантиметров и бусинки вместо глаз. Но если это тельце попадает в руки к правильному кукольнику... — замирает дыхание у режиссера. Вот ведь парадокс — драматический актер учится транслировать роль собой. У него есть и руки, и ноги, и голова, и душа. Но с появлением куклы весь этот стратегический запас консервируется. Драматический актер становится точно парализованным.

— Как только кукла надевается ему на руку, ему запрещается играть собственными лицом и телом. Хорошие актеры от такого задания вначале буквально сходили с ума. Правда, окунувшись в процесс, очень скоро освоились, — успокаивает Ольга.

Наталья Склярова исполнительный директор Музея-театра «Булгаковский дом»
Наталья Склярова исполнительный директор Музея-театра «Булгаковский дом». Фото: Наталия Нечаева

Во время репетиций случилось немало открытий не только для актеров, но и для режиссера.

— Например, кукла, оказывается, смотрит... носом! Глазками поворачиваешь ее — и ничего не работает. А носиком получается в самую точку, — объясняет театральный режиссер.

Но чтобы до тонкостей изучить характер кукол, их автор и один из актеров, задействованных в спектакле, Борис Чернышев, занимался с драматическими артистами не один месяц.

 Сегодня куклы живут с артистами. Согласно классическим канонам репетиция перед зеркалом противопоказана. Но не кукольникам! Кто-то из артистов спектакля сошел с дистанции по разным причинам. Их заменили другие. Неожиданно многие куклы совпали внешностью со своими кукловодами. Все куклы, по признанию их автора-мастера, родились «не просто так». Но об этом чуть позже…

— Наш спектакль начинается с Булгакова. На столе этого удивительного человека возникают куклы как образы. И на протяжении всего спектакля эти души появляются вновь и вновь… — рассказывает Ольга Аничкова.

Такой прием в кино называется «отъезд камеры», чтобы взять в кадр все действо на площадке событий. То есть авторам этого проекта пришло в голову показать, как история родилась у писателя. Создателям спектакля, прежде всего режиссеру, кроме самого романа выпало познакомиться с массой критических статей. Но в итоге в основу легли все же сам роман «Мастер и Маргарита» и ощущения от его прочтения. Правда, как признается режиссер, не обошлось без упоминания одного существенного исторического факта.

— Михаил Булгаков написал Иосифу Сталину (в годы создания романа, 1930-е) с просьбой разрешить ему работать. После этого Сталин позвонил писателю.

И это зафиксированный общеизвестный исторический факт. Сталин обещал содействие и даже личную встречу. Булгаков был очень вдохновлен этими обещаниями. Но увы, встреча так и не состоялась,— вздыхает Ольга Аничкова.

Но роман «Мастер и Маргарита» все же был написан. И его чудеса, превращения создатели проекта обещают продемонстрировать на сцене. Это случится в «Булгаковском доме» в конце июня. Там оживут персонажи одного из самых спорных романов прошлого века.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Впервые роман «Мастер и Маргарита» будет представлен на сцене как кукольный спектакль. Реализовать этот проект к 130-летиюМ. А. Булгакова нам помог Росконцерт. Зрители увидят на сцене в общей сложности 50 кукол. С ними будут творить действо еще и 8 известных драматических актеров. Нам часто задают вопрос, а не мешает ли нам «нечистая сила» в наших проектах. Нам — не мешает. Мы дружим с Михаилом Афанасьевичем и внимательно следуем его подсказкам. Вот и подбор актеров к спектаклю учли согласно его пожеланиям.

СПРАВКА

Первую инсценировку романа «Мастер и Маргарита» зрители увидели в конце 1970-х годов в Театре на Таганке, поставил ее режиссер Юрий Любимов. Со второй половины 1980-х сценические версии романа были подготовлены во многих театрах. В «Булгаковском доме» спектакль «Мастер и Маргарита» в постоянном репертуаре, но в этом году артисты впервые едут с этой постановкой на гастроли по нескольким городам России.

Новости партнеров