Опрос

19 января 1865 года родился художник Валентин Серов. В каком культурном учреждении центра Москвы не представлены его работы?

Загрузка ... Загрузка ...

Письма Деду Морозу, или почему нельзя переставать мечтать

Полезные ссылки

Куклы добавят роману мистики

АктерИгорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — ПонтиемПилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева
АктерИгорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — ПонтиемПилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева
АктерИгорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — ПонтиемПилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева
Актер Игорь Климов «управляет» своим кукольным персонажем — Понтием Пилатом из спектакля «Булгаков. Куклы». Фото: Наталия Нечаева

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В этот юбилейный год музей-театр имени одного из самых загадочных писателей и публицистов прошлого столетия выпускает первый кукольный спектакль по мотивам романа «Мастер и Маргарита».

Среди утопающих в таинственную тьму кулис вот-вот родится фантастическая история. Завораживающая мелодия набирает силу. И уже на Патриарших прудах Аннушка разлила свое подсолнечное масло. Репетиции спектакля выходят на генеральный рубеж.

— Но действо начинается не с Патриарших, — уточняет режиссер нового спектакля «Булгаков. Куклы» Ольга Аничкова. — Мы представили, как в свои не лучшие годы писатель Михаил Булгаков был обуреваем самыми грустными мыслями. И как к нему, возможно, на его письменный стол спустились (в его фантазиях) герои — небезызвестная четверка во главе с Воландом.

Идея кукольного спектакля родилась два года назад. Она сподвигла к созданию первых четырех экспериментальных кукол.

— Мне их сделал мастер-кукольник Борис Чернышев. Когда я их увидела, поползли настоящие недетские мурашки! Причем в сотворении их было все просто. Голова — комок папье-маше, туловище — незатейливые ткани, роста всего 60 сантиметров и бусинки вместо глаз. Но если это тельце попадает в руки к правильному кукольнику... — замирает дыхание у режиссера. Вот ведь парадокс — драматический актер учится транслировать роль собой. У него есть и руки, и ноги, и голова, и душа. Но с появлением куклы весь этот стратегический запас консервируется. Драматический актер становится точно парализованным.

— Как только кукла надевается ему на руку, ему запрещается играть собственными лицом и телом. Хорошие актеры от такого задания вначале буквально сходили с ума. Правда, окунувшись в процесс, очень скоро освоились, — успокаивает Ольга.

Наталья Склярова исполнительный директор Музея-театра «Булгаковский дом»
Наталья Склярова исполнительный директор Музея-театра «Булгаковский дом». Фото: Наталия Нечаева

Во время репетиций случилось немало открытий не только для актеров, но и для режиссера.

— Например, кукла, оказывается, смотрит... носом! Глазками поворачиваешь ее — и ничего не работает. А носиком получается в самую точку, — объясняет театральный режиссер.

Но чтобы до тонкостей изучить характер кукол, их автор и один из актеров, задействованных в спектакле, Борис Чернышев, занимался с драматическими артистами не один месяц.

 Сегодня куклы живут с артистами. Согласно классическим канонам репетиция перед зеркалом противопоказана. Но не кукольникам! Кто-то из артистов спектакля сошел с дистанции по разным причинам. Их заменили другие. Неожиданно многие куклы совпали внешностью со своими кукловодами. Все куклы, по признанию их автора-мастера, родились «не просто так». Но об этом чуть позже…

— Наш спектакль начинается с Булгакова. На столе этого удивительного человека возникают куклы как образы. И на протяжении всего спектакля эти души появляются вновь и вновь… — рассказывает Ольга Аничкова.

Такой прием в кино называется «отъезд камеры», чтобы взять в кадр все действо на площадке событий. То есть авторам этого проекта пришло в голову показать, как история родилась у писателя. Создателям спектакля, прежде всего режиссеру, кроме самого романа выпало познакомиться с массой критических статей. Но в итоге в основу легли все же сам роман «Мастер и Маргарита» и ощущения от его прочтения. Правда, как признается режиссер, не обошлось без упоминания одного существенного исторического факта.

— Михаил Булгаков написал Иосифу Сталину (в годы создания романа, 1930-е) с просьбой разрешить ему работать. После этого Сталин позвонил писателю.

И это зафиксированный общеизвестный исторический факт. Сталин обещал содействие и даже личную встречу. Булгаков был очень вдохновлен этими обещаниями. Но увы, встреча так и не состоялась,— вздыхает Ольга Аничкова.

Но роман «Мастер и Маргарита» все же был написан. И его чудеса, превращения создатели проекта обещают продемонстрировать на сцене. Это случится в «Булгаковском доме» в конце июня. Там оживут персонажи одного из самых спорных романов прошлого века.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Впервые роман «Мастер и Маргарита» будет представлен на сцене как кукольный спектакль. Реализовать этот проект к 130-летиюМ. А. Булгакова нам помог Росконцерт. Зрители увидят на сцене в общей сложности 50 кукол. С ними будут творить действо еще и 8 известных драматических актеров. Нам часто задают вопрос, а не мешает ли нам «нечистая сила» в наших проектах. Нам — не мешает. Мы дружим с Михаилом Афанасьевичем и внимательно следуем его подсказкам. Вот и подбор актеров к спектаклю учли согласно его пожеланиям.

СПРАВКА

Первую инсценировку романа «Мастер и Маргарита» зрители увидели в конце 1970-х годов в Театре на Таганке, поставил ее режиссер Юрий Любимов. Со второй половины 1980-х сценические версии романа были подготовлены во многих театрах. В «Булгаковском доме» спектакль «Мастер и Маргарита» в постоянном репертуаре, но в этом году артисты впервые едут с этой постановкой на гастроли по нескольким городам России.

Новости партнеров