Куклы покорили столицу
В столице открылся VII независимый фестиваль театров кукол «Кукольный остров». Уникальность формата в том, что он сочетает онлайн-трансляцию и офлайн-программу, а сольные номера артистов длятся не более 12 минут. Инициаторы фестиваля — актер театра и кино Александр Усердин и театральный критик Ирина Пекарская — задумали проект во время пандемии, когда возможности традиционного театрального представления были ограничены.
Пандемия закончилась, а телемосты — остались. По словам Пекарской, сольные номера дают возможность показать и артиста, и его куклу максимально близко, так, что зрители могут взаимодействовать с ними. Поэтому — в отличие от других культурных институций, распрощавшихся с онлайном сразу после завершения изоляции, — фестиваль внедрил этот формат на постоянной основе.
А зрители только рады, потому что далеко не каждый москвич сможет приехать на представление, скажем, владимирского или тверского театров кукол. А благодаря онлайну они поймут, что это стоит сделать, потому что в регионах есть таланты, которые многих столичных звезд легко заткнут за пояс.
Взять хотя бы тверского кукольника Александра Станько. Он выступает в городском театре, а в свободное время сам делает кукол и ездит с ними по городам и весям. В Москве его, например, регулярно можно встретить на Арбате.
— Я напротив Вахтанговского театра стою, — говорит актер. — Рядом со мной с одной стороны трибуна для чтецов, а с другой — Союз театральных деятелей, такое намоленное место… И около меня всегда толпа зрителей собирается — и коллеги-актеры подходят, и простые прохожие.
Станько сам сделал уже 11 кукол. Среди них есть и кукла для столичных площадок — мальчик на скейте, и звонарь. Для того чтобы сделать последнего, актер посетил огромное количество храмов, где наблюдал за работой звонарей, замечая все мелкие детали — особенности одежды, форму бороды и пальцев. А в этом году, когда вся страна празднует 225-летие Пушкина, он сделал Александра Сергеевича и поставил с ним несколько спектаклей.
По словам актера, кукла всегда привлекает к себе внимание, и еще ни разу не было такого, что люди с его представления уходили до завершения. Даже самые непоседливые маленькие дети — и те, не отрываясь, следят за историей, которую рассказывает кукла голосом актера. А сам актер гордится тем, что и взрослые смотрят его спектакли, забыв про гаджеты. Это, по его мнению, дорогого стоит. Одним из самых необычных участников стал Виктор Куулар, руководитель семейного кукольного театра «Токуу». Виктор — тувинец, сам вырезает из дерева своих пальчиковых кукол, которые потом разыгрывают представления по тувинским сказкам. Вообще, по образованию Виктор архитектор. Сказками сначала просто забавлял своих детей, лишь потом это стало его работой. А несколько лет назад он переехал в Москву и с тех пор регулярно дает кукольные представления. У него уже 10 внуков, все они в восторге от дедушкиных сказок, а самые старшие помогают ему в постановке спектаклей.
Завершился фестиваль мастер-классом по созданию марионетки и управлению ей. Каждый зритель, как онлайн, так офлайн, мог самостоятельно создать куклу, с которой можно выйти уже к себе во двор и попробовать дать представление для детей. По словам кукольников, это самый лучший способ оценить свой потенциал на театральном поприще. Ведь ребенок — самый искренний зритель, который никогда не будет смотреть неинтересный спектакль просто «из вежливости».
СПРАВКА
«Кукольный остров» — единственный фестиваль театров кукол, где артисты представляют сольные номера. В этом году впервые площадкой для фестиваля стала Москва. Главная тема этого года — «Ноябрьский пленэр»: сюжеты выступлений охватывали не только искусство и выставки, но и любую работу на пленэре — живопись, уличные спектакли, сбор материалов для спектакля на улицах города или даже посадку клубники с огурцами. В программе приняло участие 15 коллективов из разных городов России.